«12 стульев» – еще один аргумент в пользу Булгакова

Все знают, что «12 стульев» написали Ильф и Петров. Но некоторые сомневаются. Мы перечитали роман и нашли еще одно доказательство того, что автор «12 стульев» – Михаил Булгаков.

Вместе с тонким художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он в школе читал, но плохо помнит, что там написано. После «Анны Карениной» и «Красной Шапочки» переходим к «Двенадцати стульям».

Сюжет напоминаем. СССР времен нэпа, бывший предводитель уездного дворянства Ипполит Воробьянинов узнает от умирающий тещи, что в одном из 12 стульев, стоявших в его бывшем особняке, спрятаны бриллианты. Вместе с Остапом Бендером, человеком без определенных занятий, он бросается в погоню за стульями. Конкуренцию им составляет православный священник Федор (Востриков). В конце погони Ворбьянинов убивает Бендера, но бриллианты ему не достаются.

История того, как роман создавался, известна в подробностях. Точнее –  в версии Валентина Катаева. В августе 1927 года он пришел к своему брату Евгению Катаеву (псевдоним – Петров) и его приятелю Илье Ильфу. И предложил им быть его литературными неграми – написать черновик авантюрного романа о деньгах в стуле. А он пройдется по черновику рукой мастера. Роман был написан в кратчайшие сроки. Катаев ничего не поправил и снял свою фамилию из авторов. Роман был немедленно напечатан – договор о его публикации был подписан заранее.

Эта история ряду исследователей кажется враньем. Они считают, что такой замечательный роман мог написать только один писатель того времени – Михаил Булгаков.  Аргументы: Ильф и Петров, кроме двух книг об Остапе Бендере, ничего впечатляющего не создали. А сравните стиль: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми» («12 стульев»); «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» («Мастер и Маргарита»). Замечаете – ритм текстов совпадает!

Или бездарный поэт Ляпис-Трубецкой – это же явный Маяковский: Ляпис посвящает поэму Хине Члек (понятно, это Ляля Брик), у Ляписа «Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил…», а дальше этого хорошего почтальона убивают фашисты. Очевидное издевательство над стихотворением Маяковского о  погибшем дипкурьере Теодоре Нетте. Но какие могут быть претензии у Ильфа-Петрова к Маяковскому? Никаких. А у  Булгакова навалом – Маяковский нападал на «Белую гвардию».

В общем,  аргументы в пользу авторства Булгакова есть, но все косвенные. И главное – непонятно, зачем ему надо было писать эти «12 стульев». Ради денег? Но с деньгами у Булгакова в тот момент проблем не было.

Тут начинается конспирология. Потому что  вылезают уши спецслужб. Якобы это ГПУ решило подготовить ответ на книгу эмигранта Василия Шульгина «Три столицы» – Шульгин нелегально перешел границу и два месяца путешествовал по советской России под фамилией Шмитт, о чем и написал в книге.

И вот ГПУ решило ответить на книгу Шульгина другой книгой – поэтому и писалась она в немыслимо короткие сроки, а договор на издание был заключен до того, как она была написана. И, видимо, Булгаков ГПУ отказать не мог. Но ставить свою фамилию на обложку отказался.

Теория про ГПУ вызывает вопросы. И мы перечитали «12 стульев» в поисках других аргументов в пользу авторства Булгакова – и, возможно, нашли.

Почему стульев 12, а не 10 или 14? Потому что это крайне важное число: 12 апостолов, 12 колен израилевых, 12 подвигов Геракла, 12 нидан в буддизме. 12 нидан – это 12-членная схема бытия. Все начинается с неведения, заканчивается смертью и начинается сначала. И в «12 стульях» все заканчивается смертью Бендера, чтобы в следующей книге он  возродился. Чистая булгаковщина, вам не кажется?

С.Б.