3 причины посмотреть на гротеск в искусстве

В Музее искусства Петербурга XX–XXI веков закачивает работу выставка «Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве».

 

Причина первая. Редкая возможность увидеть картины примитивиста Лени Пурыгина – «гения из Нары», как он себя называл: «Пипу» и «Женщину-кошку в клетке». Нонконформиста и сказочника  Василия Ситникова, его  «Единорог» наделен изящным женским телом. Работ этого художника почти не осталось. Важно не пропустить и петербуржцев. Картину «Смертельный номер» Ивана Сотникова с циркачом, извергающим пламя в цирке, наполненным фото гламурных персонажей, вырезанными из журналов. Коллаж Юрия Никифорова «Я – Пушкин (Портрет землекопа парадный)»  точно указывает место искусства в жизни. Все названные авторы покинули этот мир и больше ничего не  напишут.

«Женщина-кошка в клетке». Леня Пурыгин

«Единорог». Василий Ситников

Причина вторая. Музей искусства Петербурга XX–XXI веков сделал  выставку про «гротески», сам не зная точно, что это такое. Ведь любое искусство – это преувеличение, гротеск. Поэтому музейная команда  во главе с директором МИСП Мариной Джигарханян два года собирала материал, вела переписку с художниками, коллекционерами, галереями. Не всё удалось получить. Например, уже договорились о привозе картины Фрэнсиса Бэкона, но не хватило денег на  страховку и транспортировку очень дорогого художника. В итоге отобрали 100 авторов, не настаивая на эталонности своей версии. Какие-то вещи могут показаться случайными, но на то исследовательский проект, чтобы вызвать споры.

Причина третья. Музей искусства Петербурга XX–XXI веков, отмечающий свое трехлетие, показал «гротексками», что нашел свою экологическую нишу. Это поиск темы, интересной всем трем видам публики: случайному зрителю, неофиту, искушенному эстету. А затем тщательный подбор произведений из разных малодоступных коллекций. Кто у нас, кроме профи,  знает про богатейшее собрание РОСИЗО?  О существовании этой госорганизации большинство узнало только из-за недавнего скандала с премиями, которое руководство выписывало самому себе.

Вадим Шувалов

 

 

На какие еще выставки надо сходить в 2019 году

«Город 812» изучил главные выставки в ЦВЗ «Манеж» и Музее искусства Петербурга XX–XXI веков.

 

ЦВЗ «Манеж». Топ-5

  1. «Красота +/- »

Февраль – март
Совместный проект с Русским музеем, курируемый Александром Боровским. Искусство ХХ века о красоте.

 

  1. «Жизнь после жизни»

Апрель – май
Тема смерти в искусстве от Брюллова до некрореалистов.

 

  1. «ГМИИ. Часть 2»

Июнь – август
На все лето Манеж отдает свой зал московскому Музею изобразительных искусств, который  покажет свои фонды, от Каналетто до Билла Виолы. Музей готовится к глобальному увеличению площадей и репетирует новые экспозиции.

 

  1. «Александр Дейнека – Александр Самохвалов».

Сентябрь – ноябрь
Диалог двух крупнейших советских художников на материале произведений из российских собраний.

 

  1. 180 лет фотографии

Декабрь
Совместный проект с РОСФОТО

 

 

Музей искусства Петербурга. Топ-4 

 

  1. «Династия художников Савиновых» —  Май

 

  1. «Голос души. Искусство Италии ХХ века» — Лето

 

  1. «Санкт-Петербург – Париж»  —  Осень

 

  1. «Свобода без границ. Лихие 90-е» — Декабрь

Масштабный межмузейный проект с Куликом, Бренером, Новиковым, Осмоловским и другими звездами того во всех смыслах далекого времени.