«Ангел» вызывает подозрения у чиновников

Официальные лица не любят декоративные скульптуры. То ли дело бюст Жукова – тут все понятно. В итоге у абстрактных объектов – нелегкая судьба. Как у скульптур Тимура Юсупова. Их уже изгнали из Купчино в Зеленогорск. Но и там на них чиновники смотрят косо.

 

Итак, в Курортном районе, в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении культуры «Зеленогорский парк культуры и отдыха» (Приморское шоссе, 536) появилось шесть декоративных скульптур Тимура Юсупова.

Они поставлены с правой стороны от центральной аллеи (если идти по направлению к заливу) и получили общее название «Размышление…»:

– «Ангел» (150 х 120 х 120),

– «Собиратели хвороста» (220 х 130 х 130, отливок с гипсовой модели, которая с 2011 г. стояла перед фасадом молодежного центра «Факел» – Софийская ул., 44),

– «Инфрафигура» (из серии «Человек-башня», 320 х 170 х 170),

– «Менгир» (250 х 100 х 110), –

«Философ» (250 х 280 х 150).

Философ

Менгир

Есть еще одна, стоящая вдалеке от них посреди круглой клумбы, которая называется то ли «Арлекин», то ли «Петрушка». Этот объект напоминает большую мягкую игрушку.


«Ангел», «Собиратели хвороста» и «Философ» относятся к той стилевой разновидности, которую принято называть обобщенной формой. Остальные можно определить как абстрактные композиции. Все эти работы сделаны из стеклопластика. Сначала скульптор изготавливает металлический каркас с наполнителем, затем получившийся объем обклеивается в два-три слоя стекломатом – толстой стеклотканью.
Надо напомнить, что в сентябре-октябре 2013 г. композиция из 16 скульптур работы Тимура Юсуупова была установлена перед главным входом Санкт-Петербургского филиала «МНТК “Микрохирургия глаза(» (ул. Ярослава Гашека, 21) вокруг фонтана (см. об этом в обзоре 2013 года). Позже, в мае 2015 г., там появились и другие работы скульптора, в том числе большого размера – именно те, которые сейчас перемещены в Зеленогорский парк.
Потому что новый директор офтальмологического центра, который там недавно появился, Эрнест Бойко, скульптуры категорически невзлюбил, посчитав, что они неуместны. «Почему в офтальмологическом центре устроили парк скульптур?» – задал он вопрос. Вторым был вопрос о балансе: «А на чьем они балансе?» Оказалось, что на балансе МНТК они не числятся. Искать ответы на эти вопросы и решать проблемы с балансом скульптор не стал, а предложил установить часть скульптур директору Зеленогорского парка Галине Смолянской, и она с удовольствием согласилась. Оплатила перевозку, потом ремонт, потребовавшийся после перевозки. В результате скульптуры были установлены в Зеленогорске, а на улице Гашека, 21 остался абсолютно пустой фонтан, радующий нового директора отсутствием вопросов и проблем.

Собиратели хвороста

Однако и на новом месте выявились две проблемы, которым, собственно говоря, и посвящена эта статья.
Во-первых, обнаружилось, что скульптуры не понравились представителям муниципального образования Зеленогорск. Недоумение вызвала стилистика: обобщенные или абстрактные формы, необычные, если сравнить их с памятником Ленину, стоящим неподалеку, на другой стороне Приморского шоссе, или с муляжеподобной статуей артиста Георгия Вицина, размещенной у входа в парк. Плюс к этому вопросы вызвала ребристая, негладкая поверхность объектов, стилизованная под необработанный камень . Все это показалось непривычным до такой степени, что захотелось убрать…
Эстетическая неразвитость чиновников по прежнему является распространенной болезнью, им всегда хочется чего-то стандартного, желательно в виде бюста или натуралистично сделанной фигуры. Понять, что именно обобщенные или абстрактные объекты идеально подходят для установки в природном контексте, что фигуративные решения для садов и парков эстетически устарели, чиновники в основном не в состоянии. «Опять нас учат лепить», – заметил в связи с этим Юсупов.

Тимур Юсупов

Во-вторых, оказалось, что хотя эти скульптуры в парке и установили, но сделали это без понимания того, где и как это надо было сделать. А установка таких обобщенных или абстрактных форм – это искусство. На фотографиях сразу видны три очевидные ошибки.
Первая заключена в том, что каждая из скульптур окружена деревянной оградкой и дополнительно снабжена запретительной надписью: «Внимание! За ограждение не заходить». Подобные указания из серии «По газонам не ходить! Засеяно!», «Не влезай, убьет!» сразу же убивают сами скульптуры.
Вторая ошибка связана с тем, что все пять объектов сгруппированы в одном месте, на очень близком расстоянии друг от друга, компактно. Это «выставочный» вариант размещения, который для парка не подходит. Каждая из скульптур рассчитана на то, чтобы восприниматься отдельно, в контексте травы, кустов, т.е. в природной среде, в точном смысле на пленэре, на воздухе. Их хочется растащить, и в парке для этого место есть.

Инфрафигура

Ангел

Философ

Наконец, третья ошибка – скульптуры стоят не на зеленой траве газонов, на открытом пространстве в расчете на обзор с приличного расстояния, а установлены на вытоптанной земле, к тому же теряясь среди деревьев и отбрасываемой ими тени. Идея была в том, чтобы освоить правую половину парка, до этого не освоенную, но для скульптур вышло плохо. Они должны стоять среди травы так, чтобы плинт был утоплен в землю.
Все это ошибки художника Зеленогорского парка, которые надо исправить. И, конечно, стоит подумать о переводе этих объектов в долговечный материал – бронзу или искусственный камень.

Михаил Золотоносов