Чем опасен умный утюг и интеллектуальный холодильник

Однажды утюги объединились и отомстили своим хозяевам. Это реальная история, случившаяся в США. Умные утюги смогли это сделать благодаря новой технологии – Интернету Вещей (IoT). В России она тоже развивается: уже есть холодильники, которые сами покупают продукты, и скоро появятся умные бюстгальтеры. Насколько вероятен заговор утюгов и бюстгальтеров?

 Как дом хозяев поджарил

 

Интернет Вещей (Internet of Things, IoT) образуют вещи и устройства, подключенные к Интернету: кофеварка с Wi-Fi-чипом, телевизор с Интернетом или смартфон. Термин родился еще в 1999 году в Массачусетском технологическом институте. Но по-настоящему Интернет Вещей появился примерно в 2009 году, а к 2010-му его стало больше, чем  «Интернета людей». То есть количество устройств, подключенных к Сети (12,5 миллиардов), превысило население планеты (6,8 млрд человек). С тех пор  IoT развивается лавинообразно. Некоторые (особенно в Америке) активно используют его в своей жизни. Примеры: умные дома, умные автомобили, умные стиральные машины.  Другие новой «вещевой» технологии опасаются –  пока она таит в себе слишком много рисков.

Но эксперты уверены: будущее за Интернетом Вещей. IoT-технологии в России продвигают крупные, в т.ч. телекоммуникационные, компании, заинтересованные в освоении нового рынка, и правительство страны.

В октябре 2015-го Минсвязи по инициативе «Ростелекома» начало программу по организации в РФ промышленного Интернета Вещей. Другое ведомство – Минпромторг – поручил российскому Фонду развития интернет-инициатив  разработку общей «дорожной карты» по созданию IoT в России. На проект хотят потратить не менее 500 миллионов рублей.

Первая в России лаборатория Интернета Вещей расположена в Петербурге на базе Санкт-Петербургского Государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Ее руководитель – доцент Руслан Киричёк – считает, что промышленный IoT  может быть введен в России в приказном порядке. А обычных потребителей «подсадят» на IoT с помощью раздачи бесплатных интернет-вещей. Руслан Киричёк рассказал «Городу 812», какие угрозы и преимущества таит в себе новая технология.

– Проблема безопасности – одна из основных. На официальном сайте ФБР можно найти предупреждение, что Интернет Вещей сегодня – одна из самых уязвимых технологий с точки зрения интернет-угроз.  Угроза возникает, когда люди покупают устройства и подключают их к Сети, не меняя заводских настроек и паролей, что приводит к тому, что другие люди могут удаленно управлять их вещами. Очень много историй, когда злоумышленники через Интернет проникали в систему управления умным домом и, например, повышали в нем температуру до +70 градусов. Или подключались к радионяням и следили за чужими детьми.

– В 2013 году в Петербурге была громкая история, когда на таможне задержали партию  бытовой техники с Wi-Fi-чипами, которые якобы были предназначены для слежки за хозяевами чайников и утюгов. Кому вообще интересно следить за тем, что человек гладит?

– Следить или контролировать можно по-разному. Как известно, объединить устройства в сеть можно в том числе через сеть электропитания. Таким образом, по электросети утюг может связаться с другими аналогичными устройствами: фактически получится бот-нет сеть, которая в один прекрасный момент может что-нибудь нехорошее сделать.

Что  – нехорошее?

– Ну, про утюги точно известен факт, что ряд утюгов с Wi-Fi-модулями в один не прекрасный момент, когда люди гладили, прожгли одежду, одновременно включившись на максимальный разогрев. Хакеры нарушили режим работы утюгов путем дистанционного вмешательства. Это баловство. А по большому счету, все устройства могут быть объединены в сеть и могут дистанционно войти в нештатный режим работы.

И устроить пожар?

– Да, могут.

Проблема безопасности IoT-вещей пока не решена?

– Нет. Самая большая опасность – в подмене, можно сказать, клонировании, устройств. Например, если на производстве вместо модуля, который отвечает за контроль качества пищевой продукции, поставить ложный, то люди могут отравиться таким продуктом. Методы идентификации интернет-вещей, которые используются сегодня, не позволяют обеспечить требуемую безопасность. Сейчас на международном уровне решается вопрос об альтернативной системе идентификации для IoT-вещей.

 

Умные вещи раздадут бесплатно

 

– Какие новшества появятся в Интернете Вещей в ближайшее время?

– Из современных проектов – очень большой спрос на беспилотную авиацию. У нас на кафедре активно развивается направление «летающие сенсорные сети». Это новое приложение Интернета Вещей. Квадрокоптеры можно использовать для сбора данных с наземной сенсорной сети. Например, можно следить за лесными пожарами или за состоянием виноградников. Несколько лет назад мы участвовали в проекте с Францией. Там на виноградниках очень сложно организовать правильный полив для нормального созревания винограда. Необходимо учитывать влажность, температуру, освещенность – порядка 16 параметров. Раньше всем этим занимался агроном вручную. Наши ребята разработали проект полной автоматизации данного процесса с использованием квадрокоптеров. Совершая автономный полет, коптер собирал данные с датчиков, расположенных в виноградниках, и доставлял на базу. В Швейцарии с помощью беспилотников мониторят состояние крыш, проверяют, пора ли чистить трубы.

В Петербурге используются такие технологии?

– Только в экспериментальных целях: наши коптеры летают над полем рядом с университетом, отрабатывая алгоритмы оптимального сбора данных. Не так давно команда от лаборатории Интернета Вещей участвовала в МегаХакатоне (хакерский марафон), в течение которого мы сделали «умную салфетницу». Суть проекта. Человеку в кафе, пока он ждет заказ, показывают рекламу на салфетнице, грани которой представляют собой жидкокристаллические экраны. Но просто реклама – это скучно. Мы подумали: а как бы сделать так, чтобы персонализировать видеоконтент в зависимости от пола, возраста, настроения посетителя? В салфетницу встроили миниатюрную камеру. Информацию с нее отправляем в облако, обрабатываем и показываем персонализированный видеоконтент.  Сейчас мы этот проект расширили. Уже готово решение для фитнес-залов. Например, в зависимости от того, кто находится перед экраном, транслируются разные видеоролики.

Другое направление. Крупные телекоммуникационные компании стали задумываться о том, чтобы по аналогии с западными странами – Германией, Швецией – бесплатно устанавливать в квартиры пользователей Wi-Fi-точки доступа и раздавать бесплатно интернет-вещи. Это могут быть видеоняни, датчики движения, датчики температуры, датчики разбития стекла, герконы. Такие меры решают сразу несколько задач. Во-первых: увеличение прибыли за счет взимания небольшой абонентской платы за каждое подключенное к Сети устройство. Во-вторых, популяризация Интернета Вещей, потому что многим нашим людям пока непонятно, зачем покупать утюг с Wi-Fi.

– И правда, зачем нужен утюг с Wi-Fi?

– Первое: его можно выключить удаленно. То есть у хозяина уже никогда не будет болеть голова: выключил или позабыл? Второе. Если в утюге что-то сломалось, он сам может связаться с сервисным центром и сообщить о поломке.  Сервисные службы свяжутся с хозяевами и подскажут, что делать. В Штатах это уже работает, в России пока все только начинается. Недавно заходил в магазин электроники: там уже продаются стиральные машины, холодильники, телевизоры  – и всё с Wi-Fi.

– А зачем у нас нужны холодильники с Wi-Fi? Разве в России можно пользоваться их умной функцией?

–  Уже появляются магазины, которые торгуют продуктами с RFID-метками (радиометками). Когда такие продукты лежат в холодильнике, он сам следит, сколько чего осталось и какую еду нужно докупить. Сам дозаказывает продукты через интернет-магазин, служба доставки привозит продукты, а с банковской карты хозяина списываются деньги. В Китае даже на яблоках есть такие метки.

– И кожуру с таких яблок можно есть вместе с метками?

– Китайцы клеят их на плодоножку.

В каких отраслях в России Интернет Вещей будет активнее всего развиваться?

– Из отраслей активнее всего продвигают проект промышленного Интернета Вещей. На предприятиях будет внедряться IoT-технологии, автоматизироваться станки, техпроцессы, труд, и все это будет управляться через Интернет с помощью облачных технологий.

– Захотят ли наши предприятия внедрять IoT-технологии? Или их заставят? 

– Я так скажу. Около месяца назад наши сотрудники проводили вебинар по промышленному Интернету Вещей. Было очень сложно просто набрать аудиторию! Все очень боязненно относятся к идее промышленного Интернета Вещей. Считают, что рано еще в России реализовывать такие технологии, потому что нет соответствующей защиты производственных секретов. В общем, желанием не горят. Но, согласно последним тенденциям по наращиванию производственных мощностей, упор в стране делается как раз на автоматизацию. Поэтому никуда они не денутся, а тот, кто ждет, – проиграет.

 

Зачем нужны памятки «на черный день»

 

– Нет опасения, что интернет-вещи нас захватят? Например, умный дом заблокирует двери, включит температуру на максимум, поджарит хозяев?

– Все люди этого опасаются. Технологии так быстро развиваются, что мы не способны бороться со всеми угрозами. По этой причине надо быть готовыми к любой ситуации. Например, что делать, если весь Интернет вдруг перестанет работать? National Geographic снял фильм, в котором смоделирована ситуация, как в Америке вышло из строя всё, что было подключено к Интернету. Не проходят банковские платежи, не летают самолеты, нет воды, нет света. Люди ходят по центру города, колотят в асфальт палками и не могут добыть ни еды ни воды. Я считаю, что нам нужно ко всем интернет-вещам прикладывать памятку «на черный день», в которой писать, как поступить в той или иной ситуации, – считает Руслан Киричёк.

По мнению ведущего специалиста по IoT компании Cisco в России/СНГ (одна из крупнейших мировых компаний, специализирующихся в области высоких технологий) Игоря Гиркина, одно из перспективных направлений в области потребительского IoT  сегодня – это создание умных автомобилей (беспилотных), одежды и обуви. Например, компания Nike уже сделала умные кроссовки: они сами зашнуровываются и могут измерять пройденное расстояние.

– Создание IoT-одежды пока находится на ранней стадии. Например, это может быть детская обувь с датчиками температуры, чтобы родители знали, не мерзнет ли ребенок. Верхняя одежда может содержать метки, которые при входе человека в торговый центр будут активировать рекламу, направленную на этого конкретного потребителя. Наша компания участвовала в разработках умного бюстгальтера для определения рака груди, – говорит Игорь Гиркин.

Сегодня количество подключенных к Интернету вещей (не считая компьютеров, смартфонов и т.п.) составляет примерно 4,9 миллиарда штук. По прогнозам, к 2020 году оно увеличится до 25 миллиардов, а мировой объем рынка IoT  достигнет $ 7,1 трлн.

Елена Роткевич