Михаил Золотоносов. "Город 812"

Что делать, если «Петроэлектросбыт» требует замены «неправильного» электросчетчика

Зашел в пункт приема платежей ЗАО «Петроэлектросбыт» и получил листовку с интересным текстом. Смысл текста прост (кстати, он вывешен и на сайте организации). Теперь «для учета электроэнергии, потребляемой гражданами, подлежат применению электросчетчики класса точности 2,0 и выше», а ваш счетчик «не соответствует предъявляемым требованиям по классу точности и у указанного счетчика на сегодняшний день истек межповерочный интервал и (или) срок эксплуатации». Поэтому электросчетчик надо заменить.
Юридические основания не приводятся, срок эксплуатации также нигде не указан, но я посмотрел, и действительно, на моем счетчике в кружке стоит величина 2,5 – это и есть класс точности (чем меньше число, тем точность выше), который является основанием для того, чтобы считать показания счетчика недостоверными. А юридическое основание – ст. 138 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», которые были введены постановлением правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442.

Ст. 138 прямо указывает: «Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше».

Таким образом, электросчетчик менять надо. Проблема в том, кто должен оплатить расходы по приобретению нового прибора и его установке. Думаю, точка зрения ЗАО «Петроэлектросбыт» понятна заранее. ЗАО предлагает купить прибор потребителю электроэнергии. Кстати, в действие этот документ вступил 12 июня 2012 г., и почему ЗАО «Петроэлектросбыт» вспомнило о нем только сейчас, в период острого экономического кризиса, понятно. Нужны деньги.

В листовке ссылок на юридические основания нет вообще, на сайте дано, но на самом деле фиктивное. Для покупки и установки ЗАО дает на выбор два варианта: первый – купить у ЗАО «Петроэлектросбыт», они же установят и оформят документы; второй вариант – купить самостоятельно, установить силами сотрудников  лицензированной фирмы, а потом вызвать представителя ЗАО «Петроэлектросбыт» «для технического осмотра электроустановки и прибора учета». Но установку вам не зачтут, если будут нарушены требования к электроустановке, выявленные представителем ЗАО. Итоговый смысл простой: процедура разработана и описана так, что гораздо проще купить счетчик и оплатить установку силами ЗАО «Петроэлектросбыт».

Естественно, описано и наказание в случае неподчинения. ЗАО «Петроэлектросбыт» будет интерпретировать ситуацию со счетчиком, класс точности которого выше 2,0, как отсутствие счетчика, и потому они обещают расход электроэнергии считать по некоему фантастическому нормативу, что раза в 3–4 выше реально потребляемой электроэнергии.

Но на самом деле не все так однозначно.

В большей части жилых домов сейчас стоят счетчики, которые были установлены «Петроэлектросбытом» еще в начале 1990-х годов, и они тогда устанавливались без взимания платы с потребителей электроэнергии, являясь собственностью «Петроэлектросбыта».

Я достал из папки соответствующий договор, который был заключен 12 сентября 1996 года между ответственным съемщиком моей квартиры и исполнительным директором дочерней фирмы ООО «Ленэнерго» АО «Петроэлектросбыт» Мазуром А.Г. В разделе 1 «Исполнитель обязуется» (а исполнитель – это АО «Петроэлектросбыт») указано: «Обеспечить надлежащий ремонт расчетных счетчиков, их Государственную проверку (один раз в 16 лет) и при необходимости замену за свой счет». На договоре стоит круглая печать АО «Петроэлектросбыт». В приложенной к договору памятке сказано: «Электросчетчик является собственностью энергоснабжающей организации». Причем по условиям договора он автоматически пролонгировался и действует и в 2015 году в точном соответствии со ст. 540 ГК РФ.

Причем еще и в самом постановлении правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, ст. 2, подпункт «а» сказано: «настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии… в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу».

А это означает, что электросчетчик пусть и устаревшего класса точности 2,5, который стоит в моей квартире, по-прежнему является собственностью «Петроэлектросбыта» и все обязанности «Петроэлектросбыта», которые были вписаны в договор 1996 г., остаются в полной силе.

Между прочим, в листовке, которую распространяет ЗАО «Петроэлектросбыт», указано, что снятый прибор учета, если его демонтировала сторонняя организация, надо либо предъявить представителю ЗАО «Петроэлектросбыт», когда он придет для проверки правильности установки и подключения, а потом оставить себе на память, либо самостоятельно доставить в клиентский зал ЗАО на ул. Михайлова, 11. То есть ЗАО «Петроэлектросбыт» признает, что электросчетчики могут находиться в их собственности.

И это существенно, поскольку, согласно ст. 145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», «обязанность по «обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, <…> своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета».

Поэтому если в 1990-е годы сам «Петроэлектросбыт» счетчик в вашей квартире установил и договор заключил, то электросчетчик – это и сегодня собственность данной организации, и по ст. 145 «Петроэлектросбыт» должен за свой счет счетчик принести, подключить и все нужные бумаги оформить.

Ибо если по ст. 138 «Основных положений» требуется счетчик поменять, то действует, наверное, не только ст. 138, но также и ст. 145. Однако она невыгодна «Петроэлектросбыту», поэтому они делают вид, что не знают о ней и ссылаются на другую статью другого закона: «Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения».

Это я привел ст. 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые были утверждены постановлением правительства № 354 от 6 мая 2011 г.

Но «обеспечить» и «оплатить» – это разные вещи. Обеспечить – значит подать исполнителю (скажем, ЗАО «Петроэлектросбыт») заявку, согласовать дату и время установки и прочее, что описано в той же ст. 81. А платит за все собственник, причем не помещения, а прибора учета, уже согласно ст. 145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

Другое дело, если счетчик, который стоит в квартире, был куплен собственником жилья. Тогда он должен покупать и новый счетчик, если старый имеет класс точности ниже 2,0.

Кстати, электросчетчик, учитывающий энергию в квартире, может быть установлен вне квартиры, на площадке лестницы и т.п. Это общедомовое имущество. Тогда, если прежние счетчики были установлены «Петроэлектросбытом», то ЗАО должно оплатить новые счетчики, в противном случае платить должна управляющая компания.

Что делать, если ЗАО «Петроэлектросбыт» предъявило потребителю свой ультиматум? Во-первых, разобраться с вопросом о том, кто является собственником электросчетчика, есть ли доказательства в виде договора о предоставлении услуг по электроснабжению. Если доказательств нет, то, наверное, вряд ли стоит начинать тяжбу с ЗАО. Во-вторых, если договор есть, то каждый должен решить: начинать борьбу за исполнение законодательства или нет. В-третьих, если решили начать, то в ЗАО «Петроэлектросбыт» надо обратиться с письменным обращением (на которое обязаны ответить в месячный срок), в котором четко и доказательно заявить, кто является собственником электросчетчика (приложив к обращению копию договора), и четко и ясно выразить свое нежелание оплачивать приобретение и установку нового электросчетчика, сославшись на приведенные выше юридические данные. И предложить ЗАО, согласно постановлению № 442, за счет организации приобрести и установить электросчетчик класса точности 2,0 или выше.

Такое выражение своей позиции важно на случай судебного разбирательства. Предположим, ЗАО «Петроэлектросбыт» ответит фактическим отказом, просто проигнорировав ст. 145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» и тупо сославшись на ст. 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Обычно государственные и корпоративные организации так и делают, сразу прикидываясь глухими и тупыми.

Тогда нужно дождаться нарушения со стороны ЗАО «Петроэлектросбыт», когда оно начнет реально начислять плату по нормативу, а не по фактическим показаниям счетчика, и после этого подавать иск в суд на ЗАО «Петроэлектросбыт» за нарушение ст. 145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» – т.е. за злостное нежелание установить за счет ЗАО новый счетчик, а также по факту необоснованного начисления платы, что позволит еще и предъявить требование о возмещении морального вреда. Причем наличие обращения в ЗАО с требованием установки счетчика за их счет не позволит юристу ЗАО утверждать в судебном заседании, что вы, дескать, приобрели счетчик добровольно, даже если вы это сделаете, решив, что потом через суд получите деньги назад. А вы покажете суду свое требование установить новый счетчик за счет ЗАО, и эта «объяснялка» отвалится.

Указанным путем я собираюсь двинуться и обязуюсь держать всех в курсе дела.               

Михаил Золотоносов