Выборг

Что изменится в Выборге, если он станет городом-музеем?

Выборг включили в тройку российских городов, которые Министерство культуры РФ намерено сделать городами-музеями. Идея у Минкульта такая: соединить реставрацию памятников и создание комфортной среды обитания для горожан. Тогда турист сам приедет без особых приглашений и уговоров.Выбор Выборга определен близостью к границе Евросоюза. Компанию ему составили Крапивна (Тульская область) и Гороховец (Владимирская область). Первый город хорошо сохранился, а главное, он находится рядом с толстовской Ясной Поляной. Гороховец вошел в кандидаты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Уже состоялось первое заседание рабочей группы Минкультуры по сохранению исторического центра Выборга. «Город 812» расспросил Михаила МИЛЬЧИКА, историка архитектуры, член президиума ВООПИиК Ленинградской области, приглашенного в рабочую группу, о чем шла речь и как ему видится будущее памятников Выборга.

Что обсуждали на рабочей группе?

– Проект реставрации башни Олафа – главной башни Выборгского замка. В ней предполагается создание железобетонных перекрытий вместо давно утраченных деревянных.

И это в памятнике XIII века?

– Не перекрытое ничем внутреннее пространство башни мне видится очень эффектным. Но оставить его невозможно, это не отвечает технике безопасности при подъеме публики на обзорную площадку. До закрытия башни на реставрацию узкая лестница была прижата к стене и шла по внутреннему периметру. А без обзора города с высоты 48 метров музей многое теряет.

После дискуссий решили, что можно внедрять железобетон в башню. В центре каждого из перекрытий оставляется проем, чтобы можно было увидеть все пространство башни, а в перспективе – устроить там лифт. Пока лифт не проектируется.

Кто автор проекта перекрытия?

– «Коневские реставрационные мастерские», там работают опытные петербургские реставраторы. Название происходит от ладожского острова Коневец.

Несколько лет назад вы подготовили проект охранных зон Выборга. Что с ним стало?

– Это удивительная история. Он вошел в состав Генерального плана Выборга, который был утвержден. Но зоны не работают как не прошедшие согласование Минкультуры. После этого московские специалисты разработали проект границ исторического центра Выборга внутри своей концепции сохранения этого центра.

Воспользовались вашими наработками?

– Выражусь корректно: концепция на них базировалась. Она представляет собой рамочный документ. Хотя один важный и правильный пункт уже реализован: создан «Выборгский объединенный музей-заповедник», которому кроме замка передаются постепенно здания-памятники в городе.

Как вы относитесь к идее «город-музей»?

– Пока это лозунг, без юридической основы. Нет в наших законах такого понятия – «город-музей». Есть «исторический город», их 1162, а также «исторический центр как объект Всемирного наследия», их всего три – Петербург, Ярославль, Дербент.

На мой взгляд, если музей – в данном случае «Выборгский заповедник» – становится градообразующим предприятием, то такая идея имеет перспективу.

Директора «Выборгского заповедника» Владимира Цоя назначили руководить всем выборгским проектом. Это хорошо?

– Важно, чтобы работа новой команды базировалась на серьезной научной концепции. Сначала реставрация и приспособление того, что сохранилось. Потом воссоздание объема и фасадов утраченного и тоже приспособление. Памятники Выборга находятся в плохом состоянии.

В частности, дом Говинга на Крепостной улице вот-вот обрушится, в острой степени аварийности находится Кордегардия в системе Аннинских укреплений, недавно переданная заповеднику. В полуруинированном состоянии пребывает «квартал Сета Содберга», который чуть не снесли, несмотря на некоторые выявленные объекты наследия. После большого скандала сносы были остановлены.

При заповеднике должен быть создан реставрационный научно-методический совет. Есть хороший пример – ГМЗ «Царское Село», там мы регулярно обсуждаем все детали реставрации, сейчас занимаемся интерьером дворцовой церкви.

А деньгами на реставрацию кто должен распоряжаться?

– Единый заказчик, который ведет весь центр Выборга. Начиная от выдачи заданий на проведение историко-культурной экспертизы до контроля над ходом реставрационных работ.

Не должно быть ситуации, подобной случившемуся в Конюшенном ведомстве, когда сначала Минкультуры согласовало приспособление памятника под апарт-отель, а когда возник большой скандал, сбросило надзор и ответственность за состояние памятника на КГИОП.

Если «Выборгский заповедник» выполнит названные мной условия, то он может претендовать на роль единого заказчика.

Вадим Шувалов