Что не так в реставрации Монрепо и кому это выгодно

Градозащитники бьют тревогу из-за варварской, как они считают, реставрации парка Монрепо в Выборге. Написано тревожное письмо президенту Финляндии. Секция заповедников Научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Министерстве культуры призвала остановить работы. «Город 812» узнавал у Сергея Горбатенко, руководителя петербургского отделения Национального комитета ИКОМОС (Россия), насколько эти меры окажутся эффективными. 

 – Главная претензия к проекту реставрации состоит в том, что он предполагает восстановление парка Монрепо на 1804–1806 годы?

– Начну с другого – со спекуляции именем академика Дмитрия Лихачева. В видеоролике  Фонда инвестиционно-строительных проектов, заказчика работ по реставрации Монрепо, говорится о том,  что Лихачев призывал к восстановлению парка. Но в фильме о Монрепо, снятом в 1988 году,  академик говорил совсем о другом – о бережном отношении к ландшафту парка, который сложился за все время его существования.

В проекте реставрации много говорится о деградации паркового ансамбля, что его надо срочно спасать. Но, по мнению Татьяны Зинчук, бывшего главного хранителя парка, его состояние на начало 2017 года не внушало никаких опасений. Усилиями немногочисленных сотрудников и волонтеров он поддерживался в хорошем состоянии. Надо было и дальше постоянно ухаживать за парком.

– Что помешало?

– Пришли большие деньги, они породили проект,  который пошел по  шоковому  хирургическому пути «восстановления» парка.

В результате тотальных ландшафтных рубок целостность парка  утрачена,  в самом лучшем случае, на десятилетия. Если приживутся новые деревья, а саженцы закупались в Германии, что проблематично в условиях скального грунта.

– Вернемся к проектным предложениям.

– Проект ориентирован на регулярный парк начала XIX века, созданный Людвигом Николаи, но его сын Пауль создал пейзажную композицию в центральной части парка. Он превращался в пейзажный парк с элементами регулярности. Это была эволюция, которая продолжалась до середины XIX века, а после Монрепо поддерживался в таком виде до начала второй мировой войны.

Все эти десятилетия зеленый массив развивался и обогащался. Какие-то визуальные связи были утрачены. Но беда ли это? Это большой вопрос. Во Флорентийской хартии по охране исторических садов (1981) сказано, что  нельзя отдавать предпочтение какому-то одному периоду существования парка. Главное – это поддержание, а не реставрация. По аналогии с Венецианской хартией, где главное – консервация, а не реставрация.

Кроме того, там же сказано, что ценные самосевные породы, если они достигли возраста расцвета, следует сохранять. Сейчас все грамотно сохраняемые исторические сады – пейзажные с некоторыми регулярными элементами.

На 1930- е годы Монрепо и надо реставрировать.

– А что предлагает проект?

– Для восстановления разорванных  визуальных связей авторы пошли по самому примитивному пути. Они взяли объекты-акценты, как сохранившиеся, так и утраченные,  и провели видовые коридоры между ними. Но совершенно необязательно эти связи определяют композиционную ценность этого парка. Объекты могут открываться внезапно из-за поворота, и это тоже создает эффект. В итоге ценные деревья были вырублены.

– ИКОМОС-СПб  выступает и против разборки зданий – усадебного дома и библиотеки.

 – Здесь я опираюсь на мнение Михаила Киселева, опытнейшего архитектора, работавшего в  институте «Спецпроектреставрация». Он считает, что разбирать здания нет никакой необходимости. Надо вывешивать, без разборки, заменяя сгнившие венцы,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            – В проекте говорится про топиарный сад?

– Не допускают принципы реставрации внесения новых затей в исторический парк. Там были фруктовые сады, которые не дошли до наших дней. Надо их воссоздавать, а не городить сад с искусственной формовкой деревьев. Мне представляется это ненужным аттракционом, уродующим деревья

– Кто заинтересован в таком проектном решении?

– На мой взгляд, руководство парка Монрепо,  которому легче вместо подсаживания и подлечивания деревьев   получить новенький парк. Возможно, с новыми штатами.

Что касается авторов проекта реставрации, то могу простить Елену Штиглиц – она ландшафтный  дизайнер, но не могу простить Рафаэля Даянова, который не должен был рисовать «фиговые листы».

Это реконструкция в духе нынешнего Летнего сада, здесь аналогия полная.

– Предлагаемая вами точечная реставрация не дороже?

– Намного дешевле, но не будет эффекта обновления и фанфар.

– Проект  утверждался  Министерством культуры?

– Насколько я понимаю, только в части денег. Научно-методическая часть утверждалась Комитетом по культуре Ленинградской области, где нет необходимых специалистов по историческим ландшафтам.

– Назовите положительный пример реставрации исторического парка.

– Это парки Потсдама, там охраняются исторические поселения вокруг парков. Например, деревня Александровка в русском стиле  и церковь,  построенная  Василием Стасовым, дом священника и т.д.

Высотки времен ГДР, которые портят ландшафт,  будут снесены. Это дорого и произойдет не скоро, но думаю, что обязательно произойдет.

Насколько весом призыв секции заповедников Научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Минкульте остановить работы в Монрепо?

– Начну с того, что ни заказчик проекта ФИСП, ни его авторы в Москву не поехали.  Проект представляла Юлия Куваева, один из авторов экспертизы, одобрившей проект. Я выступал в качестве оппонента. По результатам обсуждения было принято решение признать концепцию реставрации ошибочной. Проектирование и производство работ в условиях фактического отсутствия детально прописанных предметов охраны парка и усадебных зданий сочтены противоречащими законодательству. Секция (а в нее входят крупные ученые, в том числе специалисты по ландшафтным паркам) будет просить Министерство культуры  приостановить работы и готова создать группу специалистов, которая совместно с авторами и производителями работ сможет произвести корректировку ошибочных положений проекта.

Вадим Шувалов