Что обещали, но не сделали в Петербурге в 2018 году

В 2018 году в Петербурге должны были реализоваться много дорогих и красивых проектов. По срокам ориентировались на чемпионат мира по футболу, по финансам – надеялись на федеральные субсидии. Но не все пошло так, как задумывалось. Что хотели сделать, но не сделали в Петербурге в уходящем году? «Город 812» составил топ-10 самых обидных провалов 2018 года.

 

Скоростная платная автодорога М-11 «Петербург – Москва». Движение по ней должны были открыть летом 2018-го к чемпионату мира по футболу.  Обещали, что проезд из одной столицы в другую – это 669 км – обойдется примерно в полторы тысячи рублей с машины. Но проблемы на петербургском участке трассы затормозили стройку. Подрядчики, получающие деньги из бюджета, не платили субподрядчикам, а те отказывались работать бесплатно. Затем строительству трассы помешали археологические находки (ждали, пока археологи выкопают все), а потом холода. Открытие трассы отодвинули на осень 2019-го, но без «кнута» в виде мундиаля и этот срок многим  кажется сомнительным.

 

Пять новых станций метро. В 2018-м должны были открыться 7 станций подземки: «Проспект Славы», «Дунайская», «Южная» («Шушары»), «Беговая», «Новокрестовская», «Театральная» и «Горный институт». В итоге заработали две – «Беговая» и «Новокрестовская». Ввод «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Южной»  Фрунзенского радиуса перенесли на май 2019-го, а «Горного института» и «Театральной» – предположительно на 2021 год. Смольный винит в нарушении планов «Метрострой», «Метрострой» – задержки в выдаче разрешительной документации.

Зато к 2030 году, согласно новой схеме развития метрополитена,  утвержденной Смольным, в Петербурге появится более 20 новых станций.

 

Аэроэкспресс в аэропорт «Пулково». Еще в 2015 году федеральный бюджет готов был выделить Петербургу 10 млрд рублей на улучшение транспортной доступности аэропорта в связи с ЧМ по футболу. Но федеральных денег город так и не получил. Как пояснили в Министерстве транспорта РФ, когда формировалась федеральная программа подготовки к чемпионату мира, аэроэкспресс из нее был исключен по инициативе Смольного. Петербургские чиновники не сумели тогда выбрать конкретный  проект (железнодорожный аэроэкспресс, легкорельсовый трамвай или ветка метро до «Пулкова»), который свяжет аэропорт с городом.

 

36 школ, детсадов, поликлиник. В 2018-м Петербург недополучит 36 соцобъектов. Из семи запланированных школ достроят  три. Из 12 детсадов сдадут, вероятно, один. Не откроют три поликлиники, две станции «скорой помощи» и роддом. В Комитете по строительству объясняют провал строительства социалки плохим поведением подрядчиков, которые нарушают сроки ввода объектов.

 

Речной вокзал в Рыбацком. Соглашение о его строительстве между городом и Евразийским банком было подписано на ПМЭФ-2018. В Смольном уверяли, что  определятся с инвестором до конца 2018-го. Пока об инвесторах ничего не слышно.

 

Парк Dreamworks – петербургский Диснейленд. В 2018 году на Ржевке должен был появиться крытый мегапарк аттракционов – аналог Дислейленда.  ГК «Регионы» готова была построить его за 15 млрд рублей.  Проект одобрил  Совет по инвестициям Смольного, но он завяз в земельных вопросах. Участок, предложенный инвестору, оказался не подходящим для развлечений. Во-первых, по Генплану, он предназначен для развития промышленности; во-вторых, рядом расположены крематорий и кладбище домашних животных. Смольный посоветовал инвестору отправиться на окраину – в Парголово.

 

Самое большое в мире колесо обозрения.  Аттракцион высотой в 170 метров (в 1,7 раза выше Исаакия) хочет построить группа компаний, куда входят NAI Becar и «Союз Маринс Групп». Цена вопроса – 9,5 млрд рублей. До конца 2018-го Смольный обещал предоставить подходящий участок. Но ни одна из локаций (все они на окраинах) инвестору не подходит.

 

Канатная дорога. Первая и единственная в Петербурге, она должна была связать к чемпионату мира – 2018 новый стадион на Крестовском с Приморским и Василеостровским районами.  Объем инвестиций оценивался в 7,3 миллиарда рублей, и даже инвестор имелся – компания «Ленстрой». Но что-то пошло не так.

 

Океанариум. Компания «Оптима» получила участок в Купчине для строительства  пятитиэтажного ТРК с крупнейшим в городе океанариумом. Открыть комплекс стоимостью 15 млрд рублей хотели в 2018 году. Но из-за протестов жителей, не желающих, чтобы ТРК съел кусок парка Интернационалистов,  дело застопорилось. А потом и вовсе отменилось.

 

Преображение Апраксина двора. Попытки сделать что-то модное и приличное из места, где процветает стихийная на вид коммерция, длятся не первый год. В начале 2017-го  Смольный  выдал вполне конкретное обещание: в Апрашке победят стихийную торговлю и очистят территорию к середине 2018 года. Но, по итогам 2018-го, победила торговля.

 

Из значимых проектов, что удалось реализовать в Петербурге в 2018-м, большинство связаны с чемпионатом мира по футболу. Это стадион на Крестовском острове,  мост через остров Серный, мост Бетанкура, Яхтенный мост.  Завершилось строительство «Лахта Центра». Открылось движение первого частного трамвая «Чижик».

 

 

Комментарий

Почему хотели, но не построили

 

Александр Карпов, руководитель экспертного центра «Эком»:

– Единой причины, почему хотели, но не смогли построить, нет.  У каждого объекта – свои проблемы, но есть и несколько общих причин.

Первая. Часть провалов лежат на совести Комитета по инвестициям Петербурга. Чиновники комитета систематически игнорируют документы территориального планирования, возможности и ресурсы территорий для размещения объектов, и так далее. Поэтому раз за разом «сажают» инвестпроекты туда, где те вызовут максимальное сопротивление. Примеры: колесо обозрения, океанариум,  Планетоград, которому присвоили статус стратегического. Новый зоопарк, который мотали туда-сюда по карте и все время выбирали самые неудачные места. Мусоросжигательный завод – тоже проект, поддержанный комитетом, но вызывающий мощное сопротивление. Я думаю, что когда бессменная глава комитета Ирина Бабюк, наконец, уйдет, мы узнаем много интересного о том, кто перестал ей помогать.

Вторая причина – это бюджетные ограничения, не учтенные при планировании. Развитие территории должно давать  городу доходы, на которые будут строить социальную, транспортную, инженерную инфраструктуру. Сегодня доходы от застройки не сбалансированы с расходами. Механизма даже такого нет! Хотя сейчас вице-губернатор Албин пытается как-то его ввести.

Третья причина – федеральные «хотелки», которые не помогают, но загружают город и отвлекают ресурсы. Строительство стадиона на Крестовском, например. Яхтенный мост – последствие стадиона. То, что метро пошло к стадиону (а не туда, где принесло бы больше пользы горожанам), –  также последствие федеральных «хотелок».

В список нереализованных проектов я бы добавил еще карту непостроенных дорог – то, что вычеркнули из Генпалана при текущей корректировке. Всё, что выделено желтым цветом на этой карте, должно было быть построено, но не случилось.

 

Елена Роткевич