Что режиссер Могучий сделал из 100-летия дворцов-музеев

В ЦВЗ «Манеж» начался показ музейно-театрального проекта «Хранить вечно», посвященного 100-летию пригородных музеев-заповедников. Он готовился год, в итоге в этой работе участвовало около тысячи человек.

На вернисаже лучше всего сказал про «Хранить вечно» Михаил Пиотровский: «Это потрясающий опыт. Музей – это всегда театр. Тем более, музей-заповедник».

Слово «эксперимент», производные от него и синонимы окончательно затерлись. В данном случае, уместно по музейному сдержанное слово «опыт». Все началось два года назад, когда писатель Даниил Гранин предложил отметить 100-летие музеев-заповедников (в алфавитном порядке) «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село» общей юбилейной выставкой.

Год назад руководители музеев (в алфавитном порядке) – Вера Дементьева («Павловск»), Елена Кальницкая («Петергоф»), Василий Панкратов («Гатчина»), Ольга Таратынова («Царское Село») решили отказаться от традиционных межмузейных выставок, когда «с бору по сосенке», солидно с большими экспликациями «кто и что».

Они пригласили Андрей Могучего, художественного руководителя БДТ им. Г.Товстоногова. Чтобы он сделал что-то необычное для музейного мира – «выставку-спектакль», «театр-музей», «аудиоспектакль»… Пять амбициозных людей, «могучая кучка» встретились и смогли договориться.

Могучий позвал театрального художника и дизайнера Веру Мартынову, мультипликаторов, других специалистов и они вместе с музеями создали спектакль о драматической истории петербургских пригородных дворцов и парков. Как заметил Василий Панкратов, внимательный зритель и слушатель увидит и услышит в нем всю историю Петербурга – Ленинграда и всей станы по материалам истории четырех музеев.

Что придумал Могучий? Он запросил у музеев архивные документы, тексты воспоминаний сотрудников музеев – Анны Зеленовой, Серафимы Балаевой, Веры Асмус, Мартина Ребане (последние еще не опубликованы) и другие материалы. Затем режиссер, как он признается, из ошеломляющего количества фактов путем мучительных сокращений выбрал столько материала, чтобы он при чтении звучал бы полтора часа. Могучий сочинил текст в виде дневника. Его ведет вымышленная Оля. Но все герои и факты, о которых она пишет, которые доверяет «Дорогому Дневнику», подлинные. Оля родилась в Царском Селе в дворянской семье. После создания музея в Царском Селе, ее отец работает в команде Георгия Лукомкого, который занимался организацией музеев в императорских дворцах. Позже Оля поступает экскурсоводом в Петергоф, в начале войны участвует в эвакуации Павловска, после освобождения Ленинграда от блокады восстанавливает Гатчину.

Оля говорит голосом Алисы Фрейндлих.

Одновременно с созданием сценария Могучий и его группа объездили музеи-заповедники и отобрали 200 предметов, которые инсталлировали в пространстве Манежа. Фишка состоит в том, что подлинные произведения искусства (никаких этикеток) микшированы с театральной бутафорией (одна теплушка подлинная, спасибо РЖД), чтобы создать серию пространств – последние Романовы в Царском Селе, создание музеев, превращение пригородных парков в ЦПКиО, распродажи произведений искусства, война, эвакуация, гибель дворцов, начало восстановления.

Итак, посетитель проекта «Хранить вечно» одевает наушники, но присоединенные не к плейру, а к радиоприемнику. Войдя в каждый зал, он слышит соответствующие фрагменты Дневника. Полная версия, длиться, повторюсь, полтора часа. Можно двигаться быстрее, тогда звуковые треки будут автоматические перескакивать. Никаких кнопок на приемнике нет.

Анфилада, посвященная первым 30 годам существования дворцов-музеев.

Мнения первых посетителей, в основном это были петербургские музейщики и журналисты, об увиденном и услышанном, разделились. Одни были в полном восторге – говорили, что  это  берущий за душу театральный спектакль. Особенно одна из последних сцен. Команда Могучего нашла старый дом, который шел под полный снос. Она собрала все кирпичи, разложила их в Манеже «в художественном беспорядке» так, чтоб были видны клейма XVIII и XIX веков, а сверху положила фрагменты подлинных «руин», которые хранятся в музеях-заповедниках, но никогда не показываются. Например, фрагмент капители от Английского дворца из «Петергофа» или фрагмент стены часовни «Малая Шапель» из «Царского Села». В этой декорации звучит твердый голос Ольги – Алисы Фрейндлих «Будем восстанавливать, несмотря ни на что!». Один коллега сравнил эту инсталляцию с работами Ильи Кабакова. Это очень высокая оценка. Выше даже трудно придумать.

Другие восприняли проект «Хранить вечно» скептически. Они говорили о том, что это театр, значит, зрителю жестко задан формат, а именно – направление и скорость движения. Формально ускорения и возвраты возможны, но перебивки треков быстро утомляют. Правила поведения в музее другие: там можно спокойно остановиться, вернуться или, наоборот, ускорить шаги.

Многим показалось, что даже полтора часа – это много. Школьный, да и студенческий семинар, не случайно продолжается ровно 45 минут. За такой промежуток времени внимание не рассеивается, и человек способен четко воспринять все увиденное и услышанное.

Некоторые посчитали, что сосредоточенное слушание в наушники отгораживают от того, с кем зритель пришел на выставку-спектакль. Ведь необязательно шумно выражать восторги, мешая окружающим, иногда для общения достаточно быстрого взгляда или совсем короткой реплики, которая возможна и важна при посещении музея и невозможна на спектакле «Хранить вечно».

Дважды я слышал мнение, что смешение подлинников и театральной бутафории претит тем, для кого слова «музей» и «подлинник» – синонимы. А если невозможно отличить подлинную фарфоровую вазу или мраморный бюст от гипсовых копий, старинного кресла – от декорационного, то ценность проекта во многом утрачена.

В кулуарах высказывались и более радикальные мнения, что не следовало соединять в одном проекте в Манеже рассказ о столетней истории музеев-заповедников. Лучше, если бы каждый показал свою историю в своих стенах в физическом окружении контекста.

Разные мнения вызвал и вопрос «Города 812», кому, прежде всего, адресован проект «Хранить вечно». Понятно, что молодой аудитории. Хотя в этом случае, при всем уважении к Алисе Фрейндлих, великой актрисе и блокаднице, нужен был голос того поколения, к которому обращен проект. Звучали шутки про Ольгу Бузову. Но в том и состояла задача Могучего, чтобы сделать точный выбор, убедительный для всех и без скандальных ассоциаций.

Сложнее вопрос, нужны ли для восприятия спектакля Могучего, знания истории музеев-заповедников, хотя бы на уровне первой страницы о них в Википедии. Если у зрителя нет никакого бэкграунда, но он все-таки заглянет в Манеж, то россыпь имен музейщиков в Дневнике вряд ли сложится у него в связную историю. А если бэкграунд есть, то будет ли ему интересен именно такой спектакль.

Возможно, многие вопросы нашли бы свои ответы, если бы все задуманное Могучим, было реализовано полностью. Первоначально предполагалось, что на втором этаже Манежа будет устроена мультимедийная суперинсталляция. С видеозаписями рассказов музейщиков, документальными фильмами о заповедниках, фрагментами художественных фильмов, где они «снимались», прямыми телевизионными включениями из музейных залов.

Но бюджета проекта (40 млн рублей) и времени на полную подготовку не хватило. Вместо всего вышеназванного как флаги развешены портреты музейщиков всех поколений. Трогательно, но  для тех, кто знает эти лица.

Проект «Хранить вечно» показывается по 8 октября 2018 года.

Вадим Шувалов