Дети вместо нефти

Одаренные дети, если ими заниматься, могут обеспечить рост валового национального продукта на 8% – так посчитали британские ученые. В России этим тоже решили заняться – исследовали 4 тысячи школьников в Ленинградской области, о том, сколько одаренных нашли и что теперь с ними будут делать, рассказала Наталья СЕРОВА, и.о. директора Академической гимназии СПбГУ.

     – О том, что надо заниматься одаренными детьми, говорят уже несколько лет. В том числе президент Медведев. И ничего не меняется.
– Это процесс не быстрый. Сначала нужно подготовить социальные рельсы для одаренных и высокоинтеллектуальных детей. И здесь неоценима инициатива снизу – районных администраций. В нашем регионе пионером выступила администрация Выборгского района Ленинградской области. Она выделила около 7 млн рублей и объявила конкурс на проведение образовательного аудита. Выиграл конкурс СПбГУ. Благодаря этому нашим  преподавателям представилась возможность провести уникальное исследование в школах Выборгского района области. Оно было направлено на выявление одаренных, нестандартно мыслящих школьников.

– Как их выявляли?
– Протестировали более 4000 учащихся 8 – 11-х классов из 42 школ. Такого уникального и масштабного проекта в России пока еще никто не осуществлял. Тестирование проводилось сразу по 8 предметам, включенным в государственный образовательный стандарт. Тесты разработаны преподавателями и психологами Академической гимназии СПбГУ, они решают сразу несколько методических задач – например, помимо выявления одаренных детей в рамках исследования перед специалистами СПбГУ стояли задачи проверить общий уровень “обученности” школьников. Уникальность исследования обеспечил и его охват – в поле зрения преподавателей университета попали учащиеся из школ разного уровня.

– Сколько из этих 4000 учащихся оказалось одаренных?
– 30 школьников проявили повышенные способности к изучению отдельных предметов.

– Для них что-то теперь изменится в жизни?
– С ними будут отдельно работать как специалисты СПбГУ, представители учреждений дополнительного образования, так и школьные учителя района.

– Это может стать системой А как прокладывать рельсы для одаренных, если отечественная система образования предполагает усредненный подход и ее главная цель – подготовить к продолжению образования? Пока непонятно, как ей привить элемент персонального подхода.
– Нашей системе образования нужен механизм ведения “звезд”. Безусловно, это потребует инвестиций. Но они гарантированно окупятся. По данным британского профессора Р. Линна, работа с одаренными детьми может обеспечить прирост ВНП на 7 – 8%. Если в мире программами для одаренных детей охвачены от 2 до 10% школьников, то в России этот процент пока не превышает 0,1%.

– Эти дети из Выборгского района могут приносить доход, видимо, не сейчас, а в довольно далекой перспективе?
– В течение ближайших 2 – 3 лет эти ребята могут дальше развиваться и продвигаться. Но уже по истечении этого времени они способны принести реальные результаты – это могут быть изобретения и другие интеллектуальные продукты. По нашим оценкам, в среднем стоимость таких продуктов может составить 100 тыс. руб. Совершенно реально, что через 3 года эта тридцатка – при умелом подходе к их образованию – могла бы создать интеллектуальный продукт на сумму около 3 млн рублей (и это в пределах школы!!!). А через 10 лет, я думаю, эта цифра умножилась бы во много раз, если бы мы нашли пути реального продвижения таких детей в экономике. В этом году специалисты СПбГУ попробуют начать такую работу в Выборгском районе области.

Но тут нужно активное сотрудничество администраций на местном уровне, образовательных учреждений и бизнеса. Исследование, о котором мы говорим, и есть прецедент такой инициативы. Надеюсь, что в перспективе это приведет к появлению реальной и работающей связи школа-вуз-работодатель. Ведь без работодателя коммерционализировать способности одаренных сегодня очень сложно. 

– Вы говорите, что исследование не ограничивалась выявлением одаренных детей. К каким еще выводам пришли исследователи?
– Выводов много. И не все они утешительны. Например, такие, как резкое снижение мотивации к учебе в 10-м и 11-м классах, резкое снижение креативной составляющей в работе учащихся. Это то, что касается самой системы образования.

Но есть проблемы, за которые она далеко не всегда в ответе. Так, преподаватели СПбГУ еще раз убедились, что общей проблемой школьников является неумение (или нежелание) внимательно прочитать задание, понять его содержание, сформулировать ответ. Причинами этого могут быть, как нам кажется, нежелание учащихся размышлять, анализировать художественный текст

– Почему?
– Прежде всего, в силу отсутствия интереса к этому виду деятельности. Протестированные школьники часто просто не берутся за решение задачи не только вследствие неразвитости речевых умений, но и из-за страха перед воплощением себя в слове. Это страх перед собеседником, страх перед поставленной задачей в связи с ее трудоемкостью.

Еще одна причина – нежелание писать вообще – буквально водить ручкой по бумаге.

– Ну, кто виноват, мы примерно представляем, а что делать-то?
– Надо разрабатывать алгоритмы решения проблем. Специалисты СПбГУ разработали и представили Администрации Выборгского района Ленобласти материалы для корректировки стратегии образовательной политики в регионе, в том числе и в сфере создания профильных классов и школ, оптимизации финансовых вложений в образование. И мы собираемся продолжать сотрудничество и с учителями, и с учащимися Выборгского района области.            

Вера Владимирова