Дистанционная стоматология

 Что принесло в стоматологию модное слово «телемедицина»?

С 1 января 2018 года в России вступил в силу закон о телемедицине. Согласно ему, личное общение пациента с врачом теперь требуется лишь для первичного установления диагноза и назначения лечения. А дальнейшее наблюдение за состоянием здоровья уже может быть дистанционными.

О том, как телемедицина повлияет на стоматологию, мы говорим с заместителем генерального  директора по работе со страховыми компаниями сети клиник «Дентал Сервис» Антоном ИЛЬИНЫМ.

— Антон Филиппович, теоретически, стоматология плохо увязывается с телемедициной. Пока зуб не заболит, пациент к вам не придет. Потом, когда придет, с ним будет работать один-единственный врач. А потом пациент о вас забудет до следующего раза…

— Ну, во-первых, неизвестно, что с этим пациентом. Пусть и нечасто, но врачу может потребоваться большой консилиум.

А вообще «телемедицина» — это общетеоретический термин. Достаточно модный, но пока новый и не до конца понятный. И, действительно, при разговорах она обычно вспоминается в связи со сложными видами медицины, к которым стоматология  относится, скажем так… не в полной мере.

Однако я считаю, что стоматология  тоже не может быть в стороне от телемедицины.

Мы в своих клиниках начали внедрять телемедицину с ее сервисной части. А именно с повышения для пациентов удобства обслуживания. Методами нашей «цифровой эпохи». Ведь сейчас почти у каждого в руках смартфон. Существует огромное количество сервисов для передачи данных. И мы решили для начала сделать так, чтобы у каждого пациента на сайте «Дентал Сервис» был «личный кабинет». Для нас это дело ближайшего будущего.

Весь ход лечения пациента в нашей группе будет отражен в этом кабинете. Через свои логин и пароль пациент сможет заходить туда и видеть все результаты своего лечения, всех своих исследований и анализов. Он сможет распорядиться ими так, как ему нужно. Например, переслать их еще какому-то врачу.

— Разве прежде это нельзя было сделать с обычного компьютера?

— Можно. Но тут главное – не прибор для входа в личный кабинет, а именно наличие самого кабинета. Они есть у пациентов далеко не каждой клиники. Во всяком случае, пока. Зато, если кабинет есть, у пациента сразу становится гораздо больше возможностей.

Первая: если исследования, которые пациент делал у нас или для нас, ему потребуются где-то еще, то ему не нужно будет самому ехать в нашу клинику, записывать это на флэшку или просить переслать ему файлы. Все это он будет делатьсам, что называется, «одним кликом».

Вторая: если наш пациент застрахован по ДМС, то в его личный кабинет сможет заходить врач-эксперт из его страховой компании. Для страховщиков это очень важно. Особенно если есть необходимость разобраться в каком-то конфликте. Ведь как это делается сейчас? Звонит представитель СК и просит нас что-то объяснить по тому или иному пациенту. Иногда за долгий период. Потом мы начинаем обмениваться е-мейлами. Потом созваниваться. Теперь же представитель СК, зайдя по своему паролю, может увидеть все, что его интересует в истории болезни пациента.

Третья: пациент, находясь в любом месте города, при необходимости может легко зайти на наш сайт, найти ближайшую клинику и записаться к нам на прием, минуя и колл-центр, и иные «фильтры». Правда, хочу сразу оговорить: владельцу полиса ДМС для этого потребуется согласование со страховой компанией. Но у нее же есть доступ к его кабинету! Так что согласование пройдет быстрее, чем по телефонам.

Четвертая: у пациента нередко возникает потребность – и, кстати, право – в дополнительных консультациях. В том числе, например, не в нашей клинике и не у нашего врача. И пожалуйста – нет проблем: он заходит в свой личный кабинет и организует эту консультацию в режиме онлайн. Для этого у него есть и электронная медкарта, и все снимки. Он может «перегонять» все  материалы, которые сторонний врач может запросить. Причем, сделать это со своего смартфона, никуда не выходя из дома или с работы.

— И все же главное здесь не то, откуда пришла команда – со стационарного компьютера или со смартфона – а сам факт появления у каждого пациента его личного кабинета?

— Конечно! Это и есть телемедицина: пациент под своим паролем заходит в свой кабинет и сам распоряжается всем материалами так, как ему это нужно. Как его убедили его доверенные консультанты.

— Самый щекотливый вопрос: а как это отразится на цене лечения и цене ДМС?

— Мы считаем, что игры в снижение цен на наши услуги – это тупиковый путь. Ведь валютные цены на медпрепараты не падают. Мы решили выбрать не экстенсивный, а интенсивный путь развития. И первое, что здесь возможно – это улучшить сервис. Не с точки зрения вежливости или даже повышения внимательности, а с точки зрения организации обращения к нам и пациента, и страховой компании.

Но и снижение затрат для пациентов тоже будет – за счет того, что уменьшается количество разъездов по архивам медучреждений. Это и удобство, и экономия времени. А значит, и денег.

Алексей Крылов