Исчезли женщины! На открытках к 8 Марта их больше нет

Удивительная вещь: с поздравительных  открыток  к 8 Марта окончательно исчез образ женщины. Женщину вытеснили коты и цветы. Конечно, цветок на открытках был и раньше – ведь это репродуктивный побег, цветочная символика передает и атмосферу эротизации, и функцию женщины в мужском мире. И вместе с тем примечательно, что изображение женщины как таковой на открытках теперь отсутствует полностью.

 

В 1950 – 1960-е годы женские образы на поздравительных открытках к 8 Марта, которые издавало Министерство связи СССР (в редких случаях – ИЗОГИЗ или “Художник РСФСР”), легко и логично классифицировались по трем тематическим группам.

Во-первых, образцовые образы женщин-тружениц. На открытке художника Е. Гундобина (1956) на фоне красного знамени изображены сразу две такие женщины: колхозница – Герой Социалистического Труда и рабочая или служащая с орденом Трудового Красного Знамени. Обе полезны обществу, что подтверждено наградами, обе смотрят вдаль и вверх и обе испытывают прилив счастья.

Открытка Е. Гундобина (1956)

Открытка Ираклия Тоидзе 1958 года

Аналогичный образ представляла открытка 1958 года работы знаменитого «сталинописца» Ираклия Тоидзе, четырежды лауреата Сталинской премии. Эта открытка непосредственно восходила к известному плакату работы Тоидзе «Сталинскую пятилетку перевыполним!» (1948), на котором центром композиции была экстатичная молодуха с воздетыми к небу руками. В руках были цветы, а фоном – знамя с портретом Сталина.

 

Плакат Ираклия Тоидзе «Сталинскую пятилетку перевыполним!» (1948)

На открытке 1958 года Сталин заменен фаллическим символом – шпилем здания МГУ. Зрительная связь со шпилем МГУ указывает на то, что женщина желает Советского Ученого (тогда имевшего престижный имидж), фигура которого должна была увенчать башню МГУ (по первоначальному замыслу архитекторов).

К этим образам примыкал образ матери-героини, потому что деторождение было социально значимым и «профессиональным», поскольку стране требовались рабочие и солдаты. На открытке худ. А. Валандина (1959) красовалась медаль материнства 1-й степени, а на медали, в свою очередь, была изображена советская мадонна с мальчиком (прототип угадывается без труда благодаря лучам, источаемым пятиконечной звездой).

Открытка А. Валандина (1959)

Все эти открытки сохраняли черты плакатности, т. е. давали предельно обобщенный и радостный образ Женщины.

Во-вторых, были на открытках и образы детей, в основном женского пола. Открытка Е. Гундобина (1956) показывала процесс создания рукодельного подарка; открытка Н. Павлова (1960) – некую коробку с подарком, открытка Л. Колесниковой (1961) – подарков в виде отличных отметок в табеле.

Открытка Е. Гундобина (1956)

В-третьих, обнаруживается выражение «международности» Женского дня, которое осциллирует во всем диапазоне возрастов: от детского (худ. Ю. Ряховский, 1961) до «молодежного» (худ. В. Слатинский, 1961; худ. Ю. Виноградов, 1961) и зрелого (худ. Н. Акимушкин, 1959).

Н. Акимушкин (1959)

Советское 8 Марта было священным праздником, изображавшим почти иконные образы. Для идеологически канонического советского мужского мира женщина – Святая Богоматерь, либо в зрелом возрасте, либо в детском возрасте “введения во храм”.

Неизвестный художник (1959)

Современная “восьмимартовская” открытка образ женщины исключила, потому что этот образ перестал быть не только иконно-торжественным, но и вообще приличным.

История нового образа начинается в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда стартовала романтизация образа и нелегкого труда тружениц панели (от “Интердевочки” до “Приключений космической проститутки”).

Характерный пример из начального периода – публикация “Блеск и нищета советских куртизанок”, напечатанная в газете “Час пик” (1990). В статье (перевод из “Шпигеля”) сообщались подробности из жизни советских валютных проституток (аналогичные этнографические материалы печатались в то время и в других изданиях):

«Светлана – миллионерша… Она носит золото на пальцах, на шее, на запястьях, в ушах. Ее часики фирмы “Картье” стоят 10 тысяч долларов. Ее сумка “Шанель”… стоит 700 долларов… Светлана в жизни не наденет подделки. Весь свой гардероб она приобретает во время регулярных поездок в Париж… Светлана пользуется косметикой Ива Сен-Лорана. Она сама водит свой “Мерседес”, питается в самом дорогом и престижном московском ресторане, где расплачивается только кредитными карточками».

Теперь-то ясно, что описание этой путаны имело не частный характер, а было перспективной программой для формирования образа жизни женщин высшего и среднего класса, и это совпадение довольно быстро и очень прочно сделало путану «новым идеальным образом» женщины вообще, отвечавшим подлинным требованиям мужской культуры. Богоматерь сменилась блудницей – в этом суть перемен.

Естественно, что новый (постсоциалистический) гендерный стереотип абсолютно не соответствует ситуации праздника 8 Марта и потому оказывается табуированным. В итоге этот новый идеальный женский образ закономерно остался на открытках к 23 февраля – той их разновидности, которая соблюдает эстетику дембельских альбомов, а к 8 Марта для открыток остались одни цветочки.

Ибо, как известно, «детям – мороженое, бабе – цветы».

Михаил Золотоносов