История российских интеллигентов с харизматическим статусом завершилась

Минуло 10 лет с тех пор, как городские власти стали активно продвигать идею, что Петербург как культурная столица  России должен этому статусу соответствовать: порождать идеи и  продвигать себя в мир в этой ипостаси. Что изменилось с тех пор в городе и мире? Об этом «Город 812» поинтересовался у Алексея Бойко, ведущего методиста Русского музея, лауреата Государственной премии РФ в области и литературы и искусства.

 

– Сейчас разговоры про культурную столичность Петербурга заглохли, давно никто ничего не продвигает. Почему  это произошло?

– Вспомним: идея продвижения возникла тогда не только в Петербурге, но и в других городах. Была она популярна, например, в Перми и Туле, точнее, в Ясной Поляне. Эта идея была порождена представлением о том, что культура – та ниточка, потянув которую, можно в целом развивать территорию, обеспечить не только культурное, но и социокультурное, и даже экономическое процветание. Для Петербурга понятие «культурная столица» было важным в связи еще и с преодолением печальных обстоятельств великого города с областной судьбой.

Но через несколько лет стало ясно, что менеджмент культуры напрямую не дает желаемого социального развития.

– На что теперь делается ставка?

– На новый урбанизм. Речь идет не только об архитектуре, а о системе целостного социального развития территории. Самый простой, хотя и набивший оскомину пример – «Лахта Центр». Между тем, я бы не списывал в архив идею культурной столицы.

– Как ее использовать?

– Применить опыт ежегодного конкурса по выбору культурной столицы Европы. Он предполагает выполнение кандидатом определенных требований по набору социальных и культурных услуг. В то же время этот кандидат подает грантовую заявку на модернизацию городской деятельности, на привлечение новой аудитории. Часто культурными столицами становятся древние города – Валетта на Мальте, болгарский Пловдив, иногда большие города, зачастую малые.

Самое важное: существует внятная «сетка» требований к участнику конкурса. И этот опыт при государственной поддержке может заместить советский опыт типа малопонятного, но все еще желанного титула «столица Поволжья» и т.п.

– Что в мировой культуре произошло за 10 лет?

– Фундаментальный вопрос, предполагающий, что я наблюдаю весь мир онлайн. Тем не менее замечу: лет десять назад было три кита, на которых держалось развитие культуры. Первый: достижение многообразия. Второй: гибридизация всех форм и явлений культуры. Третий: установка на тотальный успех.

Эти тенденции не исчерпаны, особенно по части гибридизации. С многообразием так много достигнуто, что уже поуспокоились.

Теперь проявились три новых тенденции.

– Какие?

– Первая – то, что называют «неотехногуманизм». То есть объединение технико-технологических достижений, общественных приоритетов и старого плешивого (отвергнутого) гуманизма. Давным-давно преодоленный и сданный в архив, он начинает снова интересовать людей, просвечивая через фильтры экологического мышления, пацифизма и даже окологендерных баталий.

Вторая тенденция (развитие предшествующего этапа) – то, что я бы назвал деманипулятивной гибридностью. Было ощущение, что  гибридизация, в частности художественных форм, подыгрывала манипуляции сознанием и поведением человека. Сегодня в искусстве и культуре нащупываются какие-то новые грани независимых творческих, в том числе зрительских практик.

– Пример манипуляции?  

– Суперсериалы и кассовые фильмы воспитательной направленности.

– Что может быть деманипулятивностью?

– Обращение к курёхинским идеям додугинского периода, перформативные форматы искусства, самоуглубление и расширение на этом уровне возможностей разных субкультур – от стрит-арта до реалистической живописи.

– А третья тенденция какая?

– Глокализация, соединение глобального и локального. Это не новшество. Но теперь это мера успеха внутри культуры.  Успех может быть локальным,  здесь важно, чтобы он вызвал подлинные переживания.

– Иными словами, зал из 100 потрясенных зрителей в театре – это успех с большой буквы?

– Именно так. И не важно, что этот спектакль останется неведомым всем остальным.

– Россия и Петербург в этом тренде?

– Конечно.

– А существует ли петербургская культура как отдельный феномен?

– Думаю, петербургская культура – это понятие историческое, актуальное – петербургская культурная сфера.

– Это как?

– Я говорю о пространстве, куда входит международный и местный контекст, взаимодействия между регионами. Это и есть петербургская культурная сфера, внутри которой многое опосредуется традицией.

– Петербург должен оставаться частью Европы, а не, скажем так, северным филиалом Москвы?

– Культурный статус Петербурга незыблем. То, о чем вы говорите, скорее социальная практика.

– Нужна ли Петербургу культурная модернизация и кто может стать ее двигателем: власти или люди искусства – писатели, кураторы, режиссеры?

– Модернизация подразумевает  государственное управление или самоуправление творческих групп. В Петербурге госуправление – это традиция всего отношения к культуре. Государственная забота проникала даже в андеграунд. Вспомните Ленинградский рок-клуб.

Но настоящий потенциал находится только во внутреннем брожении, в мотивации людей.

– Самый известный в России петербуржец в искусстве – Сергей Шнуров. Это хорошо или плохо?

– Не вижу  в этом проблемы.

– Но по нему судят о культуре Петербурга?

– Не только по нему. Еще по Гергиеву судят.

– Разве проблемы ярких личностей в культуре Петербурга не существует? Нет общеизвестных художников, нет однозначно популярных литераторов.

– К сожалению, мы не видим общекультурных лидеров, российских интеллигентов  с харизматическим статусом. Эта история из прошлого, она завершилась. Видимо, Солженицын был последним харизматическим деятелем культуры в духе Льва Николаевича Толстого. В Петербурге эта история завершилась на Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, даже не на Данииле Александровиче Гранине. На мой взгляд, при всем моем почтении к Даниилу Александровичу, его статус а-ля харизматик был сконструирован. В том числе – со стороны власти.

Последним проникновенным авторитетным голосом интеллигенции был Лихачев, и сегодня это ему (памяти о нем?) сильно аукается.

– Каким образом?

–  Когда в профессиональной архитектурно-градостроительной среде заявляют, что авторитет Дмитрия Лихачева навязал петербуржцам никчемный консерватизм в этих вопросах, то я вижу за этим попытку противопоставить сугубо профессиональное видение городских проблем глубоко обоснованным суждениям харизматического деятеля культуры.

– Возможен в наше время живописец, по популярности сравнимый с Репиным?

– Нет, только лидеры в своей тусовке. Для появления общего лидера нужно общее понимание необходимости диалога о культуре. А где этот диалог?  Его нет, хотя заявления время от времени появляются.

– За последние годы проявился феномен массового интереса к выставкам русских художников: лучше всего шли на Айвазовского и Серова. Но с другими экспозициями такого ажиотажа вроде бы не случилось.  Закончился феномен?

– Тогда удачно соединились традиционный музейный подход к большой выставке большого художника, кураторские идеи и менеджерский расчет. Стоит выпасть любому звену – и нет эффекта. 

– Этот эффект можно повторить?

– Если умно подать Репина, выставка которого будет в Петербурге осенью, то можно. Здесь в связи с подлинным искусством может быть много историй. Про долгожительство и творческую силу, про внутреннюю свободу в сочетании с хитрой дипломатией по отношению к власти, что царской, что советской, что семейной (Нордман-Северова вовсе не подмяла под себя волю художника, как думают многие, она работала на расширение творческих возможностей Репина). Наконец, стилистика поздних репинских работ показывает, что он не случайно привечал в своем доме Маяковского и других «радикалов».

– Футурологи пишут, что в экономике, основанной на нейросетях и алгоритмах, высвободится масса рабочего времени у массы людей. А появление свободного времени всегда дает новое Возрождение. Верите?

– Нет. По порядку. Любая экономика, если это действительно экономика, свободному времени противостоит. Будь то рабский труд на галерах или «свободный» на нейросетях, какая разница. Главная тенденция в экономике – максимальное использование человеческого ресурса. Не человек использует экономику в  своих интересах, а экономика использует его в своих.

Поэтому масса свободного времени  – это иллюзия.

Но даже предположим, что я ошибаюсь и такого времени будет много. Так ведь культура строится на установлении и преодолении границ и запретов. А свободное время  вызывает атрофию культурных потребностей. Идеалом становится  «дольче фарниенте» – сладкое ничегонеделание. Близко нашей душе, не так ли?! На сочетании свободного времени и ничегонеделания может произрасти только цветок регресса. Чтобы в таких условиях произрос Ренессанс? Сомневаюсь.

Вадим Шувалов