Чем немецкие автобаны отличаются от всех прочих автобанов

У автобанов в Германии два плюса. По ним можно ехать без ограничения скорости.  И они бесплатные. И то, и другое пытаются отменить. Сделать немецкие автострады платными хотя бы для туристов.

Недавно я включила телевизор, а там Джереми Кларксон поет оды немецким автобанам. Кларксону вообще мало что нравится, так что похвала из его уст бесценна. Тем более что он не обманывает: автобаны – предмет национальной гордости Германии. Именно они, а вовсе не железные дороги, – настоящий символ немецкого порядка. И если вы ездили на машине по Европе и въезжали в Германию из других стран, вы наверняка хоть раз пережили это удивительное ощущение:  вдруг чувствовали, что вам легче дышится, хотя вроде бы кардинально ничего не изменилось.

Автобаны в Германии бесплатные. Поэтому, когда ты вырываешься из страны, где платишь за каждый метр дороги, ты с облегчением выдыхаешь. Вот возьмите, к примеру, Австрию. Чтобы ездить по австрийским скоростным магистралям, водителю необходимо купить виньетку – наклейку с ограниченным сроком действия. Самая дешевая – на десять дней – стоит 9 евро. Но купив виньетку, вы не отстрелялись. В Австрии есть ряд особых платных трасс, которые виньетка не покрывает. Например, это автобан через перевал Бреннер, ведущий в Италию. Проезд по нему стоит еще 9 евро. Есть и высокогорная трасса Großglockner протяженностью 47 км. За поездку по ней придется выложить 36 евро. По всей небольшой Австрии таких особо платных трасс наберется с десяток. При этом повсеместно действует ограничение скорости до 120 км/ч, а скучающие на прямых дорогах водители принимаются «вышивать», и езда становится ужасно нервной.

Еще хуже обстоят дела в Италии. Там нет виньеток, но платные трассы очень дорогие. За довольно короткие отрезки пути можно заплатить больше 20 евро, и таких отрезков за день наберется изрядно. Дорожное покрытие оставляет желать лучшего, скорость ограничена, заправок и стоянок вдоль трасс практически нет, а о мастерстве итальянских водителей создавать аварийные ситуации на ровном месте я лучше промолчу.

Швейцария, как обычно, отличилась и ввела виньетку сразу на год. Неважно, нужно вам это или нет, но за проезд по швейцарским скоростным дорогам вы заплатите 42 евро. В целом выходит даже дешевле, чем проехаться по Италии или Австрии, вот только виньетка на год никому не сдалась. И, опять же, действует ограничение скорости, хотя в случае с Швейцарией оно более чем оправдано. Во-первых, там невероятно красиво, и все невольно сбрасывают скорость, чтобы успеть насладиться видом. Во-вторых, там очень страшно. Особенно в дождь. Или в снег. Да даже в солнечную погоду. И называть эти серпантины скоростными магистралями не поворачивается язык.

И вот после всего этого вы въезжаете в Германию и видите, как только что еле ползший перед вами «Фиат» отрывается за доли секунды и исчезает далеко-далеко. Вы и не думали, что эта похожая на холодильник «Бирюса» машинка может развивать такие скорости. Чаще всего подобные «отрывы» можно наблюдать на немецко-австрийской границе, где устроен стихийный КПП. Пограничные пункты сохранились много где в Европе, но сейчас они выполняют скорее декоративную функцию. И только въезжая в Германию из Австрии ты попадаешь в длиннющую пробку, потому что немецкие пограничники наглядно демонстрируют, кто здесь власть, произвольно извлекая из потока отдельные автомобили и проверяя документы. Зато после КПП все стартуют, как на «Формуле-1». Благо хорошее дорожное покрытие и отсутствие скоростных ограничений это позволяют. И все это бесплатно.

Ну то есть как бесплатно? Вам как туристу платить не придется. Мы же платим немаленький налог на владение автомобилем, и три четверти от этой суммы уходит на заботу о дорогах. Креативные люди в немецком правительстве задумались: а какого, собственно, рожна мы так или иначе платим деньги за автобаны, а туристы и транзитчики – нет? Пошли разговоры о том, что надо вводить плату для иностранных водителей. Их отголоски долетели до Европейского cовета. Там тут же возразили, что это будет несправедливо: мы тут все в одной лодке, и или вводите плату для всех, в том числе и для бюргеров, или даже не думайте делать автобаны платными. Реакция Совета возмутила бюргеров, которые сказали, что если их заставят платить за автобаны, то об этом пожалеет весь мир.

Эта вялая перебранка ведется уже очень давно. В числе причин, по которым плата за проезд по автобанам до сих пор не введена, называют пресловутую немецкую ответственность и любовь к порядку. Бюргерские налоги отрабатываются. То есть автобаны постоянно ремонтируют, а значит – трассу сужают и скорость на этом участке ограничивают. Брать за это деньги просто нечестно. Хотя вон итальянцы не стесняются.

Отсутствие скоростных ограничений тоже является предметом многолетних дебатов. Некоторые партии в немецком правительстве настаивают на том, чтобы ограничить скорость движения до 130 км/ч. Официально – это и сейчас рекомендованная (но не максимальная) для автобанов скорость. Противники законопроекта и тут напирают на немецкую ответственность и любовь к порядку. Статистика по авариям на немецких скоростных трассах ничтожно мала. Потенциально аварийные участки все же регулируют, устанавливая там скоростные ограничения. И плюс все немецкие водители в обязательном порядке проходят спецкурс езды по автобанам. Без него просто невозможно получить права. (Посмотрите ролики про то, как немцы пропускают скорую помощь на немецких дорогах. Это чистейшее волшебство. Уступать дорогу, аккуратно, как по команде, разъезжаясь по сторонам, немецкие водители умудряются как в плотных пробках, так и на очень приличной скорости на автобане.)

К тому же, немцы считают, что аварийные ситуации создает не отсутствие скоростных ограничений, а их наличие. Когда ты стоишь в пробке или вынужден резко сбрасывать скорость с 200 км/ч до 60 км/ч, ты становишься слегка нервным.

Для нервных, кстати, организованы места отдыха – Raststätte. А для тех, кто хочет воззвать к Господу, – часовни. Иногда, когда мимо тебя на скорости 250 км/ч пролетает Джереми Кларксон, хочется, знаете ли, помолиться.

Катя Щербакова, Мюнхен