Как в Москве работает система платной парковки

В Петербурге обсуждают введение платных парковок. Ссылаются на Москву, которая, как и положено столице, стала первым российским городом с небесплатной парковкой в центре.

Решение было принято мэром Сергеем Собяниным, тогда еще не избранным, но уже назначенным. Надо отдать ему должное, полномасштабный старт платным парковкам в пределах Бульварного кольца Собянин дал в июне 2013 года –  не после, а до выборов главы города. Понимая, видимо: практичные москвичи найдут способ сделать вид, что ничего не произошло, и не разочаруются в градоначальнике.

Все началось в ноябре 2012-го с пилотного проекта на Петровке, Каретном ряду и прилегающей территории. За 50 рублей в час можно законно занять там одно из пятисот с лишним “машино-мест”. Сейчас уже в пределах Бульварного кольца таких платных мест стало около четырех тысяч. Стоянка вне специальной разметки стоит теперь от 2500 рублей штрафа. Деньги целевым образом, как обещают, пойдут на благоустройство центра, который благоустраивать, кажется, дальше уже некуда.

Оплатить парковку несложно. Можно с лицевого счета на интернет-портале “Московское парковочное пространство”, посредством мобильных приложений смартфонов, через паркомат картой любого банка или специальной картой, которую продают на заправках и в магазинах.

Как объясняют городские власти, все для удобства жителей. Припаркованный автомобиль – последний в шкале приоритетов московской транспортной политики после пешеходов, общественного транспорта и машин в движении. Припаркованный автомобиль “занимает общественное пространство, не совершая никакой полезной работы”. Вот так.

Проблемы

В принципе, все логично, но не дешево. Несложно посчитать, что работающему в самом центре среднему клерку при пятидневной рабочей неделе по 8 часов в день придется выложить за приезды в офис на машине порядка 10 тысяч рублей в месяц. Надо понимать, что подавляющее большинство работников офисов в центре не являются высокооплачиваемыми. Выход есть – парковаться во дворах, там даром. Но дискомфорт возникает у местных жителей. Им рекомендовано ставить шлагбаумы и ограничивать въезды в свои дворы.

Для обитателей или официально “резидентов” центра города платная парковка в пределах Бульварного кольца тоже создает определенные проблемы. Надо получить разрешение (одно на квартиру). Оно дает право бесплатно парковаться с восьми вечера до восьми утра. Днем включается счетчик. Если в семье есть еще одна машина и во дворе ее поставить некуда – можно приобрести абонемент на год за 3 тысячи рублей и парковаться в платной зоне круглосуточно. А если вы живете в центре, но по формальным признакам не “резидент” (проще говоря, снимаете квартиру без регистрации, живете у друзей и прочее) – никаких послаблений. 50 рублей в час. Правда, есть льготы для инвалидов.

Уже существующие парковки являются платными и днем, и ночью. И в будни, и по выходным. Объясняют это тем, что в пределах Бульварного кольца мало кто проводит время не активно. По вечерам люди приезжают в рестораны и театры, в выходные – гулять и по магазинам. Пусть платят.

Решения

Подавляющую часть работы по фиксации нарушителей режима платного паркинга берут на себя мобильные комплексы фотовидеофиксации (МКФ). Они проходят по одному и тому же маршруту примерно каждые 15 минут, фиксируя номера припаркованных машин. Предусмотрена и парковочная инспекция с “портативными фиксаторами нарушений”. Правда, эту инспекцию пока мало кто видел. Теоретически в ее задачи входит собственно фиксация парковочных нарушений, передача данных об автомобилях со снятыми номерами и (внимание!) – удаление с автомобиля объектов, которые препятствуют автоматической фиксации номера.

Эти объекты – просто скотч, которым ушлые люди стали заклеивать один из знаков номера.  И МКФ бессильны, и нарушение вроде бы несерьезное – автомобиль ведь не едет. А при необходимости ехать скотч снимается легким движением руки.

Особенно популярен этот способ у владельцев автомобилей ценовой категории существенно выше средней. Люди с уверенной жизненной позицией за парковку в центре Москвы платить не хотят.

Или будет, или нет

После внедрения платной парковки в пределах Бульварного кольца власти Москвы планировали избавиться примерно от 100 000 автомобилистов из числа въезжающих в центр ежедневно, пересадив их на метро. Удалось ли – доподлинно неизвестно. Но как визуально, так и по “Яндексу” пробок в центре меньше не стало. В традиционные пиковые часы город как стоял, так и стоит на 9 – 10 баллов. Эксперты сходятся в том, что быстрого эффекта ждать не стоит, хотя есть мнения, что со временем платная парковка может улучшить транспортную ситуацию в центре. А может и не улучшить.

В любом случае повлиять на трафик в Москве оплата парковок в пределах Бульварного кольца не в состоянии. Пересадка 100 тысяч водителей в метро – капля в море. На дороги Москвы ежедневно выезжает примерно 2,5 миллиона автомобилей. Из них примерно 500 тысяч оцениваются руководителем столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максимом Ликсутовым как “лишние” и создающие легендарные московские пробки.

Реакция

“Город”  провел опрос москвичей и убедился, что подавляющего большинства ситуация с платой за стоянку в центре не коснулась. Что неудивительно. Москвичи в основном перемещаются по маршруту дом – работа – дом. И если работа и дом не в пределах Бульварного кольца (а чаще всего так и есть), знать о платных парковках можно лишь теоретически. Единственное, в чем сходятся все опрошенные: анонсированного уменьшения количества машин в центре на четверть никто не заметил. То есть не удалось найти ни одного москвича, который сказал бы – “дороги в центре стали свободнее”.

При этом стоимость парковки смущает не всех. “В Москве все стоит на уровне мировых столиц, многое даже дороже, а почасовая парковка пока явно дешевле”, – говорит 36-летний управляющий директор крупной компании. “Я паркуюсь в своем дворе, хоть и не без проблем. Но купить абонемент за три тысячи в год готов, не страшно”, – замечает 51-летний дизайнер, житель центра.

“Приехала в центр, увидела знаки зоны платной парковки. В принципе, была готова к этому, но ни одного автомата для оплаты парковки поблизости нет. Пришлось бродить по улице и искать. Потом выяснилось, что наличные этот “паркомат” не принимает, только банковскую карточку. И уже потом я узнала о куче других способов оплаты – СМС, приложение смартфона…” – делится 30-летняя бизнесвумен. Кстати, если не найти паркомат за 15 минут, можно уже рассчитывать на штраф.

Но и приятные детали нашлись. Анастасия, 29 лет: “В среду вечером приехала в свою любимый ресторан, готова была оплатить парковку, но у дверей ресторанчика увидела объявление – мою парковку как клиента оплатят, надо только обратиться к метрдотелю. Пустячок, а приятно”.

Алексей СЕРДИТОВ