Как я работала курьером по доставке еды

Люди в желтых и зеленых куртках с котомками за плечами заполонили Петербург. Это курьеры из служб доставки еды.  Как им работается? – корреспондент «Города 812» решила проверить на себе.

Выбирая между зелеными и желтыми жилетками, я выбрала желтые – сработали в подкорке постоянные сообщения о желтых жилетах во Франции. Как только я отправила свой телефон в службу набора «Яндекс.Еды», оттуда позвонили, пригласили в офис.  В офисе всех соискателей заставляют просмотреть видеоролик о тонкостях работы и сдать с помощью смартфона  тест, чтобы показать, как хорошо был усвоен материал. Тех, кто справился, уже на следующий день оформляют, ставят в смену и вручают желтую сумку и жилет.

Обязательное условие для курьера – иметь смартфон с андроидом. В смартфон надо закачать не только специальное курьерское приложение, но и мессенджер Telegram – именно через него поступают заказы, ведутся беседы с бухгалтером, логистом, наставником. А еще там есть канал Селфибот: специальный ящик, в который нужно присылать свои фото в униформе в момент начала смены. Да еще так, чтобы было видно, где ты в этот момент находишься: на случай, если геометка не сработает.

Среди соискателей, которых собирали в бизнес-центре на Херсонской,  я сразу же оказалась в меньшинстве. Во-первых, русских было меньше половины, во-вторых, женщин – две из сорока: я и  крепышка с зелеными дредами. Еще мне показалось, что для работы с персоналом специально набирают менеджеров, умеющих быстро тараторить. Если кандидат плохо соображает или недостаточно владеет русским, его сразу же выявят. Молодые узбеки, оформлявшиеся вместе со мной, очевидно, помогали друг другу сдать тест, но спалились при оформлении.

– Все закачали нужные приложения и Телеграм? – трещал менеджер (нам действительно велели еще накануне: а) поменять ник в Телеграме на специальный курьерский; б) подключиться к нескольким ботам; в) закачать «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Транспорт»). – Теперь отсылаете через Телеграм мне свой электронный адрес, обязательно чтоб был на джимейле или на Яндексе, получаете свои пароли, вводите в приложение, и уже можете выбирать себе удобную смену. Все сделали? Зафар, ты как? Э, да ты и имя еще не успел поменять. Зафар, ты меня слышишь? Похоже, у тебя проблемы с русским. Я ребенка купаю, подойдите через пятнадцать минут. (Тут все курьеры, включая меня, непонимающе воззрились на менеджера, но оказалось, что это была типовая фраза для проверки русскоязычности.)  Что надо делать, если ты принес заказ, а тебе в домофон говорят эту фразу? Не понял, о чем я? Прости, я тебя не беру, русским надо владеть. Приходи через месяц, когда подучишь. Ребята, объясните ему. Нет, парень, ну какой переводчик, он что – вместе с тобой будет по городу бегать? Так, кто тут Алишер Юнусов? Ты? Придется тебя переименовать, у нас уже есть один Алишер Юнусов. Ладно-ладно, будешь Юнусов-один.

Желтую униформу и кофры выдают без залога и расписок, просят только следить за их чистотой. А вот получить сразу жилет, накидку и куртку – на случай, если погода изменится, – уже не получится: выбираешь что-то одно. Кофр с фольгой хорошо удерживает температуру, а еще внутри у него есть перемычка – тоже с фольгой, чтобы холодные и горячие заказы не соприкасались. Она на липучке, и ее можно перемещать.

На работу меня отправили сразу после вручения кофра и жилета.

Первоочередная курьерская задача – прибыть на точку  и открыть смену через кнопку в приложении. Получив задание, добраться до ресторана, довезти заказ до клиента и вернуться на точку. На каждом этапе требуется нажимать соответствующую кнопку (получил заявку, прибыл в ресторан, получил заказ, прибыл к клиенту, отдал). Иногда заказы приходят, когда на точку еще не успел вернуться, – но заказы такие, что лучше бы их не было.

Сразу после принятия заявки приложение пишет, какое время тебе потребуется (приложение общается на «ты»), чтобы добраться до ресторана, а оттуда – до нужного дома. Иногда оно считает верно. А иногда – нет.

Прогульщиков штрафуют на 1500 рублей, а нарушителей (тех, кто просто опаздывает, – на 500).

График смен публикуется в середине дня в субботу. В этот час курьер выбирает понравившиеся локации и время. Никакой обязаловки нет: можно работать 4 часа в неделю, а можно 60. Для тех, кто отработал 48 часов, развез 50 заказов и ни разу не был оштрафован, положен бонус в 3000 рублей. Почему-то бонусы в основном получают русские курьеры, а штрафы – иностранцы, по крайней мере, если судить по фамилиям. Список и тех и других публикуется в открытом чате. Число штрафников превышает число бонусцев раза в четыре.

В другой крупной службе доставки – Delivery Club – условия не такие гибкие. Можно самому выбрать периодичностей дней: работать, например, с традиционными выходными или три дня через три – но все смены по 12 часов, а иногда еще требуют переработки.

Желтые и зеленые

Зато курьер «Яндекса», который уже выбрал дату, время и локацию на будущую неделю, отказываться от нее не имеет права. В приложении нет такой опции. Есть только чат с менеджером, который, возможно, пойдет вам навстречу, если что-то случилось.

Курьер только после принятия вызова узнает, куда ему предстоит везти заказ. Тем, кто вызов не принимает в течение трех минут, положены санкции. Как и тем, кто закрыл смену досрочно или ушел с локации, а самое ужасное – отключил Интернет и навигацию.

Клиента положено ждать не более десяти минут, и если он не вышел на связь – курьер волен делать с заказом все, что захочет. Это бывает крайне редко, ведь заказ уже оплачен, но этим сервис выгодно отличается от различных развозок пиццы, поскольку пиццевозам положено отдавать невостребованную еду обратно на «утилизацию».

Еще одно отличие – желтые курьеры не имеют никаких дел с деньгами, ни с наличностью, ни с банковскими картами и мобильными терминалами. Клиент платит с карты в момент заказа – и курьеру не нужно тратить время на расчеты, а потом отвозить на точку деньги и оплатный терминал. Благодаря геолокации менеджер может следить за курьерами в реальном времени и всегда распознает, действительно ли тот уже «прибыл в ресторан» или находится в полукилометре от него. Поэтому обвинить повара, что это он долго копался, не получится.

Чтобы претендовать на зарплату, надо отработать три смены. Смены разные, как правило, это 4 часа, 10 или 12 (правда, закончить работу ровно в указанный час удается редко). Пеший курьер получает по 100 рублей за час работы и по 75–100 за выполненный заказ. Сумма зависит от стажа и реноме: тем, кто хорошо справляется, присваивают повышенный разряд (грейд), он лучше оплачивается. Соответственно, за 4-часовую смену можно рассчитывать на 700–800 рублей. За традиционную 12-часовую – на 2400. За месяц без выходных – тысяч на 60. Именно столько обещают зазывные объявления.

Поскольку из настоящих ресторанов еду почти не заказывают (чаще всего заказывают бургеры из Макдоналдса) – средний чек редко превышает тысячу рублей. Но курьеру даже лучше – приятней ходить по фудкортам, где можно присесть и успеть выпить кофе, чем топтаться перед дверью дорогого ресторана, ибо внутрь курьера не всегда пускают. Потребитель, заказывающий свой обед, платит за доставку 99 рублей, если сумма заказа меньше пятисот рублей (если больше, то бесплатно).

Мой первый заказ поступил сразу после отправки фото. Требовалось от метро «Проспект Большевиков» добраться на угол Индустриального и Косыгина, а уже оттуда – куда-то в глубину Ржевки. Пришлось воспользоваться транспортом. Второй заказ был пеший: забрать заказ из «Макдоналдса» на «Дыбенко» и отнести его на соседнюю улицу. Тут бы мне и порадоваться, но… сразу после нажатия кнопки «заказ отдан», раздался телефонный звонок и робот велел срочно исполнять заказ в Кудрове. Звонок (хоть и автоматический) был, видимо, для того, чтобы курьер не вздумал делать вид, что связь не сработала, и отлынивать от непривлекательного задания. А оно и впрямь оказалось нехорошим. У меня ушло четверть часа только на то, чтоб добраться до рекомендованной смартфоном остановки, откуда до Кудрова ходил какой-то автобус. Там выяснилось, что информация «Яндекс.Транспорта» слегка противоречит расписанию на желтой фанерке и нужный автобус здесь не ходит… Студенческий проездной не работал в пригородном автобусе, пришлось платить. В самом Кудрове тоже пришлось побегать, поскольку улиц много, а остановок мало. Потом заказ с супом и бургером требовалось принести на другой берег Оккервиля. Словом, работай в Кудрове свой собственный курьер – и этот сервис был бы выше всех похвал. Но зачем гонять туда людей из другого субъекта Российской Федерации…  В среднем поездка заняла час пятнадцать – на полчаса больше, чем было обещано клиенту. И ровно столько, сколько спрогнозировало мне транспортное приложение.

Я думала, что клиентка будет рвать и метать, но ее, похоже, предупредили о моем опоздании (ибо диспетчер, когда я еще была в автобусе, звонила и спрашивала, где меня носит). На чай мне, впрочем, не дали. Позднее я выяснила, что чаевые дают где-то в одном случае из десяти.

В конце дня робот снова напомнил о себе, прислав заказ через минуту после окончания смены. Очень хитрый робот: если тебе поступает удобный заказ, он молчит, а вот если подозревает, что захочешь уклониться, будет названивать.

В первый день мне пришлось совершить за свой счет пять поездок, не считая дороги на точку и обратно. Не слишком разорительно, потому что один раз я проехалась зайцем, а два раза – на социальном транспорте со студенческим проездным. Если бы пришлось платить за свой счет, разъезды съели бы больше трети предполагаемого заработка. Которого еще придется ждать две недели. А пешком преодолеть расстояние в 7 остановок запрещает норматив, требует тратить на заказ: 20 минут – по дороге в ресторан, 5 – на ожидание там, и еще 20 – на путь к клиенту. Это максимум. Если приложение видит, что ты совсем рядом с рестораном, потребует дойти за минуту.

Зато во второй день мне достался родной район с большим торговым центром, и можно было с утра занять место на фудкорте и просто ждать заказов. Клиенты оказались близкоживущими. Вернее, близко работающими: почему-то в середине буднего дня меня вызывали в квартиры, а вечером в субботу – в основном в офисы.

Какие  у курьеров мотивации? Амбициозные молодые люди говорят, что хотят накопить на машину и перейти на работу в такси. А остальные – просто заработать.

Я рассчитываю, что за три дня работы по 4 часа в день мне заплатят 2200 рублей. Посмотрим, что реально получится.

Инна Чеботарева