Какие памятники хотят ставить в Петербурге 20-летние скульпторы

Третьекурсники Академии художеств – скульпторы Иван Зубарев и Владислав Муханов – стали  широко известны осенью 2017 года, когда в Мурине открылся их памятник «Сон Менделеева». Сейчас в Музее городской скульптуры работает персональная выставка скульпторов. «Город 812» расспрашивал Ивана и Владислава,  как 20-летним студентам удалось получить престижный заказ и что они думают о современной скульптуре в общественных пространствах.

– Как вы работаете вместе?

– Мы познакомились в Средней художественной школе при Академии художеств. Стали вместе делать заказы.

– Заказы  – и прямо в средней школе?

– Да. Мы искали их активно, один преподаватель помог.

– И что делали?

– Скульптурные портреты по фотографиям, декоративные вещи, сувениры и значки для байкеров…

– Все-таки как работаете?

– Один полепил, другой полепил, потом полепили вместе.

– А если поспорили?

– Если возникали серьезные разногласия, то нам хватало ума не ссориться, а идти к уважаемому судье – скульптору Рустаму Игамбердиеву (автор мемориальных досок Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу на набережной Кутузова. – В.Ш.). Он помогал нам отливать небольшие творческие бронзы.

– Почему выбрали скульптуру, а не живопись?

– Потому что скульптура сложнее. Живописью мы отзанимались в детстве, и хотелось чего-то еще.

– Как вы вышли на Менделеева?

– В 2014 году была установлена наша скульптура – Петр I в образе горнолыжника на курорте «Снежный». Владелец ГК «Арсенал-недвижимость» был знаком с начальством горнолыжного курорта, у него возникла идея сделать монументальный проект у себя в строящемся на тот момент жилом комплексе. После недолгих обсуждений мы приступили к работе над этим проектом.

Петр 1 с лыжами

Петр 1 с лыжами

– То, что памятник Менделееву давно стоит на Московском проспекте, вас не смущает?

– Где Московский проспект и где Мурино?

– Согласовать установку было сложно?

– Нет, это же Ленинградская область, а не Петербург. Пришли  люди из «Арсенала» в местную администрацию и быстро договорилась.

Другое дело, что сначала заказчики попросили нас представить строгую реалистичную скульптуру.  Мы год лепили эскизы, даже стали работать в большом формате. Одновременно боролись против желания заказчиков использовать бетонный куб в качестве постамента.

И вдруг заказчик сказал: «Скучно у вас получается: фигура, таблица Менделеева рядом торчит…» Тогда мы включили таблицу в постамент, сделав его частью  самой скульптурной композиции. Фигура балансирует и устремлена вверх. Это и образ сна, в котором, по легенде, Менделееву приснилась его таблица, и образ устремленного ввысь человеческого познания.

И такой вариант был одобрен всем менеджментом заказчика.

Менделеев с таблицей

Менделеев с таблицей

– В Петербурге устанавливается много памятников, фотографически похожих на оригинал или на  стереотипное представление о нем. Это нормально?

– Нет, но надо искать баланс между реализмом и абстракцией.

– Например?

– Памятник академику Андрею Сахарову скульптора Левона Лазарева на площади Сахарова, Александру Блоку скульптора Евгения  Ротанова и Иосифу Бродского с чемоданом скульптора Константина Симуна  во дворе СПбГУ.  Но больше в историческом центре Петербурга не надо устанавливать новых памятников.  Надо сохранять то, что создано за предыдущие 300 лет.

– И дать скульпторам возможность развернуться в спальниках?

– Конечно. Наш опыт работы в Мурине показал, что в новостройках памятников не хватает во всех смыслах, не только для создания эстетичной городской среды. Для многих жителей наш Менделеев является единственной культурной ценностью в их ежедневной жизни от дома до работы и обратно. Мы спрашивали, и выяснилось, что это единственный памятник, который они вообще знают. Нам представляется очень важным заниматься просветительством.

– То есть памятники историческим личностям важнее декоративной скульптуры?

– Безусловно. Время идет быстро, меняются поколения, и многие герои прошлых времен забываются.

– Кого  бы вы еще увековечили в новостройках?

– Не надо ничего изобретать. Новые улицы получили  имена людей. Вот и надо показать, кто они, чем занимались. Мы бы поработали над образом Николая Гумилева.

– Который был выброшен из списка выдающихся личностей, созданного по итогам народного голосования.

– Надо его вернуть в этот список. Если нет улицы, то можно найти другое место.

– Улицу Гумилева обещают в новостройках Кронштадта.

– Вы нас сильно порадовали. Завтра же принимаемся за работу.

– Ваши кумиры в скульптуре недавнего прошлого?

– Паоло Трубецкой

– Почему?

– Он умел  сочетать коммерческую успешность и политическую дипломатичность.

– Нужен ли скульптору жизненный опыт – например, поработать  на лесоповале, прежде чем прийти ваять в мастерскую?

– Иван родом из Выборга, и лес ему приходилось валить. Но не думаем, что обязательны такие испытания. На наш взгляд, бесценное время жизни лучше потратить на занятия любимым делом. Хотя не утверждаем, что этот рецепт универсальный и жизненный опыт мешает.

– А еще кого хотите вылепить?

– Святого Николя – покровителя моряков. Такой памятник нужен морскому городу Петербургу. Но не хочется подражать ни иконописным канонам, ни тем более скульптурным изображениям,  которые появились в российских городах за последние 20 лет. Но Библия в руке у него будет.

Вадим Шувалов