Какую военную тайну можно узнать из открыток, выпущенных к 23 февраля

Напомню кратко: в советское время 23 февраля официально было Днем советской армии и военно-морского флота и поводом вспомнить о том, что именно в этот день в революционном 1918 году на стороне советской власти в бой вступили первые отряды. В подтексте для продвинутых всегда оставался Лев Давыдович Троцкий, эти первые отряды (как и всю Красную армию) организовавший, однако вслух называть Троцкого было нельзя, что в историческом аспекте придавало празднику двусмысленность и особую прелесть. Фактически же это был школьный праздник, когда девочки дарили мальчикам милую ерунду, готовясь получить в ответ другую ерунду, но уже 8 марта.

После перестройки об этом празднике советских времен сначала забыли, а в середине 1990-х со всем советским начался очередной этап семиотической борьбы, являвшийся частью большой борьбы с КПРФ перед сложными президентскими выборами 1996 года. Главным врагом тогда был Зюганов, а Ельцин представлялся яйцом, которое надо высидеть во второй раз, что непросто. Поэтому предпринимались разные шаги, например, федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России» было установлено 15 праздников, в том числе 23 февраля, которое лукаво поименовали «Днем победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии». Слово «советский» удалили, а само 23 февраля замаскировали другими «победными днями».

Уже при Путине день 23 февраля снова выделили из общего ряда, и он стал называться Днем защитника Отчества (ДЗО), причем для особой маркировки стал с 2002 года выходным. И это было закономерно, поскольку Штирлиц, как известно, 23 февраля откладывал, несмотря на высокую занятость, все дела, пек в камине картошку и пел революционные песни.

Попутно в рамках идеологии путинского периода ДЗО стали понимать как символ единой военной истории России, не делимой на досоветский, советский и постсоветский периоды. Единство обеспечивалось тем, что всегда у России были, есть и будут враги, которые посягают на наши богатства и территорию, и в этом смысле нет отличий между ратниками Александра Невского, Дмитрия Донского, солдатами войн 1812, 1914, 1941 – 1945 годов и обеих чеченских. Так праздник стал днем, посвященным оборонному сознанию и российскому милитаризму, и потому в названии праздника – «День защитника Отечества» – не хватает двух слов, разъясняющих, от кого: «от врагов».

Несколько лет назад я занялся изучением поздравительных открыток к ДЗО. Образов врагов в ходе этого исследования не обнаружил – скорее всего, потому, что враг непрерывно меняется, а публично объявить, что на самом деле враги России – вообще все, пока не пришло время. Враги – это «они», которым противостоим «мы», но и образов «мы» на открытках к ДЗО тоже нет: российский защитник отечества исчез как антропоморфный образ, вместо него осталось вооружение (самолет, танк и т.п.) и геральдические знаки, солдата же как такового, «человека с ружьем» на открытках нет ни в одном из возможных вариантов, не говоря уже об образе женщины-военнослужащей, немыслимой в этой мужской субкультуре.

За этим отсутствием видится дефицит чего-то фундаментального – прежде всего, абсолютного образа Солдата, не вызывающего критики. Иногда, впрочем, есть «она», но только как объект желания и мужской добычи, она всегда полураздета и ассоциируется обычно с презервативом, т.е. не с продолжением рода, а с наслаждением.

Другое важное наблюдение заключено в том, что пятиконечная звезда, которая в прежние годы на открытках почти не была представлена, опять вернулась в массовом количестве. С этой точки зрения наиболее характерна открытка, подготовленная ЗАО «Мир поздравлений». В центре изображена красная пятиконечная звезда, на нее наложен щит (форма – древний варяжский), поле которого заполняет трехцветный флаг России, а на флаг наложено изображение герба – двуглавого орла. Фоном для щита являются две шпаги, напоминая вместе со щитом эмблему наших чекистов – щит и меч. По вертикали открытка разделена на две части изображением золотого шнура (в геральдике такое деление щита называется рассечением), левая часть – красная (на ней пятиконечные звезды), в правой – вертолет, крейсер и танк.

Что представляет собой визуализацию песни 1938 г. на слова В. Лебедева-Кумача (музыка бр. Покрасс): «На земле, в небесах и на море / Наш напев и могуч и суров: / Если завтра война, / Если завтра в поход, — / Будь сегодня к походу готов!» (кстати, эта песня дала сразу несколько оставшихся навсегда канонических формул: «если завтра война», «весь советский народ», «на земле, в небесах и на море»). Таким образом, открытка соединяет символы нескольких эпох: двуглавый орел, красная пентаграмма, варяжский щит, шпаги, танк, крейсер…

Несколько лет назад появилась целая серия открыток-вырубок, напоминающих наградные жетоны и хаотично использующая военную геральдику всех времен и народов. Изображения на них варьируют в широком диапазоне: от «официальной» композиции со звездой, лавровыми ветвями и трехцветной лентой (ООО «Империя поздравлений») до «веселой» боевой машины пехоты, представляющей шутливый вариант поздравления (ЗАО «Праздник»).

Отдельный интерес для исследователя представляет вырубка, изготовленная ЗАО «Мир поздравлений»: основой является Андреевский крест – косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного, крест образован стилизованными изображениями двух патронов; на это изображение наложен золотой косоугольный щит с лучами, а в центре – круг с изображением подводной лодки и истребителей, окрашенных в цвета российского флага.

Целую серию открыток можно назвать исторической. Это важнейший идеологический аспект праздника ДЗО, призванного объединить всех воинов и всех врагов России в общие комплексы.

ООО «Империя поздравлений» разработало цикл гламурных изображений холодного оружия: меч на фоне кольчуги (вероятно, это популярный у рейтар полуторный гибрид меча и шпаги, на гарде хорошо виден год: 1542), шпага с широким клинком (пожалуй, это сувенирный меч) на фоне георгиевской ленты. Широко применяются блестки в лаке и фольга – без этого нет образа гламура. ООО «Аротон» предложило открытку с золотыми генеральскими эполетами и желтыми шнурами на черном доломане Венгерского гусарского полка, что является фантастическим театральным костюмом.

Почти по каждому изображению возникают вопросы в части достоверности, например, рейтарский меч 1542 года изготовления (период княжения великого князя Ивана IV Васильевича), скорее всего, вообще европейский, а не русский, к тому же и кольчуга европейского способа плетения. Так что картинка мало напоминает стрельцов времен Ивана IV, а отсылает к защитнику другого отечества. На эполете, прикрепленном к черному доломану, изображена, очевидно, геральдическая лилия (впрочем, изображалась она иначе), что предположительно отсылает к Франции, но не к России. Ляпсусы в массовой культуре, свободно тасующей любые картинки, закономерны. Экспертиза на достоверность уже никому не нужна даже в виде прикола.

Фривольная линия в ассортименте представлена целым «Набором бойца», разработанным в ЗАО «Праздник». Набор состоит из картонного футляра в виде «полевой сумки» с клапаном и бортами, внутрь вложены «Памятка бойца» с текстом и полуголой красоткой с «калашом» в руках (минимумом одежды она напоминает Злату Чугунову из «Дембельского альбома» на музыкальном канале RU TV, про которую писали, что «Злата – мечта любого солдата» и «Злата – ум, честь и бюст передачи «Дембельский альбом»»), картонными погонами маршала РФ (картинка воспроизведена с ошибками) и отдельной запечатанной коробочкой «Экстаз: super delux condoms» – тремя стимулирующими презервативами китайского производства, поскольку концепты «победа» и «безопасность» пересекаются именно на таком объекте, как презерватив. В памятке же указано, что «с таким набором ты можешь спать спокойно». На наружной поверхности футляра написано: «Желаем побед на всех фронтах!!!». Набор не содержит конкретного указания на 23 февраля, но к ДЗО его продажа активизировалась.

Особо следует сказать о текстах, напечатанных на этих открытках и избавляющих поздравителя напрягать измученный мозг. «Пусть сопутствует всюду удача. / Будет много весомых побед! / Вы решите любые задачи / И дадите достойный ответ!» «Смело, ярко побеждать / В каждом начинанье! / На успехи курс держать / И на процветанье!». «Ты умный, добрый, смелый, / На свете лучше нет! / Успехов тебе в жизни / И радостных побед!» Самое часто употребляемое слово, естественно, «победа».

Единый стиль – заримфованный канцелярит. Если с большим трудом в этих ООО и ЗАО можно узнать фамилию художника, то фамилию автора виршей – никогда, она хранится, как коды запуска ракет «Искандер». Таким языком пишут, поздравляя сослуживцев, в офисах. Это народный язык, простой, как мычание, фольклор в точном смысле, он полностью оторван от художественной литературы и воплощает насилие над поэтическим языком и победу над ним, в чем также выражается сила народа. Проще уже не написать:

Будут пусть воплощены

Планы все блестяще!

С днем защитника страны!

Радости и счастья!

Михаил Золотоносов