Колебательный приговор…

2 февраля 1905 года под копытами гвардейской кавалерии рухнул Египетский мост через реку Фонтанка. Утверждают, что происшествие обошлось без жертв, погибших трех лошадей, современники, жертвами почему-то не считали.
Причина катастрофы до сих пор остается загадкой, но есть такие версии: одни утверждали это – колебательный закон, во всем виноват, вторые, что всему виной ошибка проекта, а третьи, были очевидцами – проклятья этого великолепного моста.

Головная часть эскадрона, ехавшие по мосту на момент происшествия, и господа офицеры успели проскочить на берег, низшие чины, шедшие в строю по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Туда же провалились ехавшие навстречу эскадрону один ломовой и четыре легковых извозчика без пассажиров и несколько пешеходов. Настилка моста (настилка – так тогда говорили) вместе с перилами, разорвав цепи и еще что-то, проломала лед и оказалась на дне реки. Вот ужас-то!

Хотя, заметьте, лед 104 года назад на Фонтанке был, он и помог людям продержаться до помощи. Утверждают, что вся эта катастрофа обошлась без жертв, погибших трех лошадей современники жертвами почему-то не посчитали.

А какой нечеловеческой красоты был этот рухнувший Египетский мост, какие порталы с иероглифами украшали его с обеих сторон! На въездах моста лежали на своих постаментах сфинксы (правда, не египетские, но тоже хорошие, работы академика Соколова). И немалая часть этого великолепия рухнула на лед Фонтанки и никогда уже не будет восстановлена во всем блеске (заново Египетский мост построили только через 50 лет уже при Советской власти и даже после смерти Сталина).

Сегодня от прежнего парадного моста остались только сфинксы, что тоже неплохо, могло и ничего не остаться.

Достоверная причина той, 1905 года, внезапной аварии – загадка и тайна. Версии такие.
Первая. Конструкция не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага солдат, отчего в ней произошел резонанс. Однако нашлись очевидцы (откуда они только берутся), утверждавшие, что кавалеристы с лошадей не слезали, а таких методов дрессировки, чтоб 64 лошади, составлявшие два взвода,  пошли “в ногу”, нет.
Вторая версия утверждала, что авария – результат ошибок проекта. Не умеют, мол, строить, вот все и сломалось.

Третья – вообще туманная. Очевидцы утверждали, что некая дама, обиженная в свое время гвардейским офицером, поглядев на мост и увидев военных, сказала с обидой: “Чтоб вы провалились!” Тут мост и рухнул. Очень может быть.

Впрочем, лично я абсолютно уверена, что все произошло по причине того самого резонанса:

Целый взвод слизнули воды,
Как корова языком,
Потому что у природы
Есть такой закон – колебательный природы закон!
И кто с законом не знаком,
Пусть срочно учит тот закон!

Я все это излагаю стихами А. А. Галича, потому как они запомнятся лучше, чем моя назидательная проза.

Если все шагают в ногу –
Мост об-ру-ши-ва-ет-ся!

Ну, а для хождения народа по мосту после этого придумана специальная команда “Не в ногу!”. Коротко и емко.

Теперь команду “Не в ногу” не подают, потому что зачем ходить и думать по-разному, когда можно делать это вместе – и так, как до нас подумали умные люди.

Ирина Чуди

P.S. За шестьдесят лет до катастрофы, 3 февраля 1845 года, Николай I издал указ про то, как перевозить артиллерийские орудия по мостам Петербурга. Лично указал максимальный вес (300 пудов), способ (на специальных катках) и список мостов. Цепной Египетский мост, тогда уже построенный, в этот список не вошел.