Колесо без обозрения

Смольный не может договориться с инвестором о месте для «Петербургского глаза»

Проект гигантского колеса обозрения, которое обещали построить в Петербурге, похоже,  забуксовал. Инвестор и город не могут договориться о месте для мегааттракциона, хотя должны были сделать это еще до конца года.  В Москве место для похожего колеса уже выбрали, но теперь москвичи пишут Путину с просьбой строительство отменить. В чем загвоздка? – разбирался «Город 812».

 Такого в России еще не было: проект колеса обозрения высотой в 170 метров (в 1,7 раза выше Исаакия) был представлен на Петербургском экономическом форуме.  Если бы колесо установили в Петербурге  прямо сейчас, оно стало бы самым большим в мире, но уже не успеет: в Дубае готовится к открытию  Ain Dubai  высотой в 210 метров. Аттракцион хочет построить группа инвесторов, куда входят компания NAI Becar и кинокомпания «Союз Маринс Групп». По словам бизнесменов, при разработке петербургского проекта они вдохновлялись аттракционом London Eye на берегу Темзы в британской столице (он на фото – ред.). И готовы сделать не хуже «Петербургский глаз» на берегах Невы.  Загвоздка в том, чтобы найти подходящее место для такой громадины.

В Комитете по инвестициям Петербурга, курирующем проект, идею на словах всячески поддерживают. Сначала на портале комитета провели голосование, предложив горожанам  выбрать место для колеса. Большинство предпочли  Парк 300-летия. Но в Смольном почему-то итоги голосования переиграли,  предложив инвестору совсем другую площадку – намывные территории Васильевского острова, там, где сейчас идет активная жилищная застройка.  Ирина Бабюк пообещала, что участок под проект согласуют до конца 2017 года.

Но с тех пор проект так и не продвинулся. Почему? – спросили мы инвестора и Комитет по инвестициям.

Как рассказала «Городу 812» Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, в настоящий момент  компания рассматривает 7 возможных вариантов земельных участков, расположенных в разных частях города.

– У каждой из этих локаций есть свои плюсы и минусы. Инвесторы совместно с городом оценивают, в каком из этих мест больше плюсов, чем минусов. Идеального участка, к сожалению, нет. Одна из семи локаций действительно является намывными территориями, но вероятность реализации проекта именно там крайне низка, – объяснила Ольга Шарыгина.

В компании говорят, что советовались с коллегами, построившими  London Eye, и британцы рекомендовали не торопиться. Так как самое важное для успеха проекта –  это расположение аттракциона.

– Окупаемость такого проекта прежде всего зависит от локации. Для его реализации существует множество ограничений.  Проблемы имеются и в вопросах транспортной доступности этих участков для туристов и гостей города, и по видовым характеристикам. Кроме того, есть ограничения, связанные с требованиями ЮНЕСКО, которые защищают центр города, – констатирует Шарыгина.

Стоимость проекта – порядка 9,5 млрд рублей. Помимо самого колеса, инвесторы хотят построить рядом гостиницу на 150 номеров (3–4 звезды), торговый комплекс и некое «креативное пространство». Для всего этого потребуется участок в 3,2 гектара. Но конкретное «наполнение» пространства вокруг аттракциона будет зависеть от его расположения, уточняют в компании.

Стоимость билетов на колесо должна составить порядка 1000 рублей. Окупаемость  – 6–10 лет при условии, что покататься захотят не менее 3,6 миллионов человек в год. То есть примерно каждый второй-третий петербургский турист должен покупать билет на аттракцион, чтобы он окупился.

В Комитете по инвестициям Петербурга пока не могут объяснить, почему проект забуксовал.

– Он перспективный, мы работаем. В настоящее время рассматривается три возможных локации для реализации проекта. Это земельные участки в Невском, Василеостровском и Красногвардейском районах, – уклончиво сообщили в комитете.

Проблемы в отношениях  чиновников и бизнеса видны невооруженным глазом: инвестор колеса думает, что может выбирать из семи участков. А чиновники считают, что только из трех, причем не самых посещаемых туристами локаций.

Кстати. К появлению мегаколеса скептически относятся в Комитете по туризму. Его глава Андрей Мушкарев заявил, что «даже не представляет места,  где можно его поставить, чтобы оттуда был виден центр и в то же время чтобы не пострадали небесная линия города и исторический центр, охраняемый ЮНЕСКО».

В Москве есть похожий проект строительства колеса обозрения, аналогичного London Eye, высотой 135 метров, но реализует его другой инвестор. Место под аттракцион уже выбрано – на территории бывшего ВДНХ, однако против строительства возражают жители близлежащих домов, в чьи окна будут заглядывать катающиеся. Противники чертова колеса пишут президенту Путину и мэру Собянину, требуя прекратить стройку, которая может обрушить их дома (из-за подвижных грунтов) и привести к транспортному коллапсу из-за отсутствия инфраструктуры.  В Интернете размещена их петиция.

Елена Роткевич