Кому выгоден тоннель под мостом Александра Невского за 3,5 миллиарда?

В отличие от Дяди Федора и Шарика, кот Матроскин не хотел тратить деньги, найденные в кладе! Он решил, что экономить лучше. В сложных жизненных ситуациях это самый правильный способ. К сожалению, в нашем городе редко следуют его мудрому примеру!

Уже более семи лет «в кулуарах» создается проект, когда-то скромно названный «Правобережный съезд с моста Александра Невского». Как раз к концу 2012 года была окончена многолетняя (почти пять лет мучились горожане!) реконструкция американских мостов на Обводном, началось и закончилось лишь в 2018 году столь же многолетнее строительство развязки в том же многострадальном месте.

А создание проекта незаметно для посторонних глаз продолжалось. И вот состоялось представление этого удивительного создания, успевшего за время проектирования с первоначальных 1,8 миллиарда рублей превратиться в 3,5 опять же миллиарда, к счастью, все еще рублей. Документы проекта стали доступны для всех.

Что же обещают жителям Красногвардейского района и Веселого Поселка после реализации этого проекта?

Съезды с моста Александра Невского направо, открытый тоннель под мостом глубиной восемь метров (чтобы развести потоки с севера на юг и с юга на север), пробивку одного переулка, уменьшение количества светофоров на набережной перед и под мостом, расширение двух соседних улиц.

Зачем нужна эта глобальная стройка? Нам объясняют:

«Это строительство необходимо для улучшения связи севера с югом города. При наличии тоннеля отпадет необходимость светофоров в предмостном пространстве, т.к. в ходе строительства тоннеля предполагается разнести на разные уровни два основных транспортных потока, а также выполнить реконструкцию Малоохтинского проспекта с доведением до 6 полос движения (по три в каждую сторону). Это позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в данном узле, перераспределив автомобильные потоки.

Через открытый тоннель будут перекинуты мосты, посредством которых будут обеспечиваться левые повороты для транспортных потоков, движущихся по Малоохтинскому проспекту на мост Александра Невского и в сторону станции метро «Новочеркасская». В рамках реализации проекта предполагается реконструкция устоя моста для строительства переходно-скоростных полос и островков безопасности, расположенных у переправы.

Организация движения транспортных потоков предлагается посредством реконструкции близлежащих улиц. Так, планируется пробивка участка Перевозного пер. от Малоохтинской наб. до Малоохтинского пр., реконструкция того же переулка и ул. Стахановцев от Перевозного пер. до Заневского пр. с целью их расширения.

Также предусмотрена реконструкция ул. Стахановцев от Заневского пр. до Таллинской ул. и непосредственно самой Таллинской ул. с целью расширения».

Все всё поняли? Пересказываю и растолковываю.

Конечно, во время всех многолетних трудов (создатели прямо говорят: «Расширение проезжей части займет порядка полутора лет, еще около 2 лет уйдет на строительство тоннеля с рамповой частью, для чего потребуется вырыть 8-метровый котлован») все будет просто ужасно. Но потом-то, потом ведь все станет хорошо?

Как минимум прекратятся пробки на вечно забитых Малоохтинском, Новочеркасском и Заневском проспектах, настанет свобода движения на мосту Александра Невского?

А вот и нет, уважаемые граждане! Все будет совсем не так!

1) Транспорт Веселого Поселка туда и обратно будет по-прежнему ехать по тесному Новочеркасскому, выезжать на всегда забитый перекресток с Заневским и, вливаясь в поток Ржевки, дополненный Малой Охтой, пробираться на все тот же ползущий мост Александра Невского.

2) Поток транспорта, съезжающий с моста, чтобы уехать на юг в сторону Володарского моста или на север, загоняется на тесные так называемые рамповые мостики над основным тоннелем и стоит перед светофором, дожидаясь своей очереди повернуть.

3) Если едущие с севера захотят попасть в центр, они по-прежнему вольются при въезде на мост в тот же могучий поток из Ржевки, Веселого Поселка и опять же Малой Охты.

4) Поток, просто едущий с юга на север, направляется перед мостом в тоннель и выбирается из него примерно возле Перевозного переулка.

5) Транспорт от Большеохтинского моста на юг в тоннель не попадает, а просто стоит в ожидании у того же светофора, у которого стоят машины, съезжающие с моста, а затем стоит возле светофора на углу Таллинской, чтобы через шестьсот метров снова встать в пробке под железнодорожным мостом.

6) Светофоров, возможно, станет меньше, но будет удлинен светофорный цикл!!

Ну что? Бинго!!!

То есть предлагаемое устранение одного узкого места с помощью развязки в разных уровнях приведет лишь к переносу заторов в соседние узлы! И все это затеяно ради раскопок прекрасного шестиполосного, только в 2005 году открытого Малоохтинского проспекта, а потом опять закапывания его под видом «реконструкции» и, может быть, снятия двух (!!!) светофоров под мостом?

Кто же все это проектирует и курирует?

Заказчики проекта – КРТИ, проектировщики – ООО «Севзапинжтехнология», что, по слухам, причастно к проектированию печально знаменитых «краба» и «креветки» на пр. Славы, а недавно выиграло очередной тендер на «Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт Свердловской набережной от ул. Ватутина до Малоохтинского моста». (То есть будет разрыта и долго не восстановлена такая часть Правого берега, что мама не горюй!)

Ведь правильно же сказал гендиректор этого СЗИТ Александр Кабанов: «В целом я могу сказать, что в Санкт-Петербурге в сфере транспортного строительства накоплен большой научно-технологический потенциал».

И Рубен Тертерян, генеральный директор Центра транспортного развития Санкт-Петербурга из КРТИ, тоже говорил: «Житель мегаполиса должен иметь возможность доехать на работу за 50 минут. Транспортная инфраструктура для этого должна включать улицы непрерывного движения».

С «высоким уровнем» эффективности создаваемого за 3,5 миллиарда проекта для транспорта двух районов вроде бы все ясно.

Ну а что с уровнем эффективности для жителей соседних кварталов?

А вот для них проектировщики приготовили сказочную жизнь, просто как в триллерах про злобных инопланетян или победу машин.

Про ужасы жизни во время такой стройки в давно сложившихся кварталах напоминать не стоит. Вибрация и землекопные работы вкупе с перекладкой различных сетей в непосредственной близости от домов из списка «Объектов культурного наследия» – это восемь зданий, под окнами которых и будет происходить основной процесс, – как скажется на них? Вибрация от проходящего мимо транспорта и сейчас заставляет дрожать стены. Не забудем про выемку грунта (8 метров глубина тоннеля в готовом виде!) прямо под устоями моста Александра Невского. Ведь это тот самый мост, который с самого начала был построен с нарушениями технологии (в тексте проекта это указано) и только в 2000 году приведен в порядок. До этого с ним многое случалось: обрывался противовес, ржавели канаты, рвались коррозированные тросы. Что может произойти при создании тоннеля? Да все что угодно!

Предполагаемая «реконструкция» двух улиц – Стахановцев и Таллинской – что это означает конкретно? Фактически недопустимое увеличение транспортной нагрузки на улицы, проходящие в давно существующей жилой застройке. По обеим сторонам этих улиц существуют газоны, но не просто с травкой и кустиками, там растут аллеи прекрасных кленов, тополей и берез. При недавней перекладке теплосети учитывали это озеленение, деревья укрывали, их обходили и т.д. Расширять улицу – означает новое перекладывание труб, неизбежное нарушение целостности газонов и т.д. Предполагается, что все это временно, но все знают, что временное может тянуться очень долговременно. А после окончания строительства все надо будет возвращать назад, снова копать и асфальтировать? Неэкономно!

Ну и по мелочи: нынешние сложные условия движения пешеходов и велосипедистов, по проекту, ухудшаются до неприемлемого уровня, их движение во многих направлениях исключается полностью.

В декабре 2018 года прошли слушания по проекту планировки и межевания объекта «Правобережный съезд с моста Александра Невского», участвовали в них кроме официальных лиц четыре жителя, слушания признаны состоявшимися, заключение о результатах слушаний опубликовано.

Но осталось неясным, почему многие ответы в процессе слушаний противоречили тому, что было в документах проекта, опубликованных для слушаний. Неужели он был составлен для варианта «непрерывного движения», от которого отказались? Да и проект теперь не соответствует своему названию, ведь еще один тоннель вдоль Заневского пр., 1, исключен из него. Так что же и зачем мы обсуждали?

Для будущей жизни жителей Малой Охты и всех тех, кто едет из Ржевки, Веселого Поселка в центр и обратно, крайне важно – можно ли остановить на стадии обсуждения и экспертизы создание такого крайне затратного и столь же неэффективного проекта. Задуманный давно, вяло создаваемый много лет, утративший за эти годы свою псевдоактуальность, проект принесет лишь дальнейшее ухудшение транспортной ситуации и может стать таким же затратным долгостроем, как строительство Синопского тоннеля на левом берегу и развязки с мостом и эстакадой на Обводном вместе взятых.

Государство убыток спишет, корпорация, осуществляя этот проект, заложит в него свою ренту вне зависимости от потерь, аппарат получит зарплату, командировочные и премиальные, руководство проекта – бонусы. А горожане?

Горожане на различных форумах и чатах давно говорят, что транспортные проблемы Правого берега вполне могут быть решены совершенно другим образом: а именно – созданием тоннеля Зольная-Фаянсовая под Невой, строительство которого возможно и без увязки с решением по ВСД, а результатом станет громадное облегчение выезда из Веселого Поселка, освобождение Новочеркасского и Заневского проспектов, ускорение движения транспорта на Малоохтинском проспекте и на мосту Александра Невского.

Вот в этом случае расходы бюджета будут вполне оправданы.

 

 

Инна Саксонова