Кто придумал “православие, самодержавие, народность”?

Знаменитая идеологическая триада ПСН – православие, самодержавие, народность была придумана задолго до того, как ее опубликовал Сергей Уваров, министр просвещения времен Николая I.

Автором триады можно считать Антонио Катифоро (1685-1763), итальянского аббата греческого происхождения, автора книги «Жизнь Петра». Она вышла на итальянском в Венеции в 1736 году, несколько раз переиздавалась, в том числе в переводах на разные европейские языки.
О книге аббата рассказал историк Михаил Талалай на XII Международном петровском конгрессе. Катифоро меньше всего интересовала популярная ныне идея прорубания царем «окна в Европу» или «окна из Европы». Аббат утверждал что Петр и есть воплощение триады ПСН. Петр – это модель великого самодержца-гаранта, возвысившего Россию. Балканские народы, и примыкающие к ним греки и румыны, должны на него ориентироваться. Вот вам самодержавие в глоабльном масштабе.
Петр был сторонником меритократии, то есть социальных лифтов не по рождению, а по личным заслугам (это – народность). Наконец, он был защитником ортодоксальной веры, отказался объединяться с католиками, когда его в Париже охмуряли латинские патеры (православие).
Примечательно, что в России аббат Катифоро не был. Он служил в Венеции и еще при жизни Петра через российских дипломатов получил в 1715 году приглашение приехать в Россию. Но корабль, на котором он плыл, потерпел крушение у берегов Голландии. Там неугомонный аббат и стал собирать сведения о русском царе.
О выходе книги Катифоро в России быстро узнали. По версии Талалая, ее благосклонно встретила Елизавета Петровна, поскольку аббат провозгласил ее через венецианскую прессу законно-достойной русского трона, на который она взошла в 1741 году. Через два года «Жизнь Петра» была переведена на русский язык обер-секретарем Синода Стефаном Писаревым и двигалась в строну печатного станка. Но напоролась, как писал сам переводчик, на «недоброхотов»: им, вероятно, не понравилось, что в книге уделено много внимания делу злосчастного царевича Алексея. Как известно, Петр обещал сбежавшему на Запад царевичу полное прощение, но обещание не сдержал… «Жизнь Петра» вышла в России только в 1772 году, уже при просвещенной Екатерине II.
Талалай считает, что книгу Катифоро надо переиздать с развернутым современным комментарием (тем более, что Писарев переводил ее на русский не с оригинала, а с греческого перевода). Точно также как «Московитские письма» авантюриста Франческо Локателли, современника Катифоро, о котором историк рассказывал на предыдущем конгрессе и тогда же подробно – “Городу 812”.

Вадим Шувалов

 

Сергей Уваров – официальный создатель триады: православие, самодержавие, народность