Свободные ремесленники.Германия

Кто такие гезелле и зачем они бродят по Европе 3 года и 1 день

Вы могли их видеть будучи в Европе, . Все – и юноши, и девушки – носят одинаковые «клюфты» – черные костюмы из очень грубого вельвета. Доисторические «клеша», жилетки с массивными пуговицами, пиджаки. Довершает наряд старомодная широкополая шляпа. В Баварии, где каждый второй носит национальный костюм по поводу и без, «гезелле» смотрятся своими. Но я пару раз видела их в Париже и Амстердаме, там они действительно привлекают внимание.

 

Недавно в Фейсбуке обсуждалась песня Тома Уэйтса Waltzing Matilda (да-да, и тут Матильда), которая оказалась вовсе даже народной, просто Уэйтс ее талантливо «перепёр» на современный лад. Так вот, как писали исследователи, матильдой когда-то называли котомку, с которой ходили бродяги. А дословно это вот Waltzing Matilda можно перевести как «переметная сума» или что-то в этом роде. Немецкое слово Waltz обозначает вовсе не танец, как можно было подумать. Простого перевода на русский у него нет. Die Waltz, согласно словарю, это «годы странствия подмастерья для повышения ремесленного мастерства». Именно в этом самом «вальсе» проводят часть своей жизни Wandergeselle – молодые люди, чьи семьи состоят в Ордене свободных ремесленников.

цирк Германии

Какой потрясающий клеш

 

«Вальс» продолжается три года и один день. На протяжении всего странствия молодые ремесленники не имеют права пользоваться средствами связи и иметь при себе деньги. Еду и ночлег они должны зарабатывать собственным трудом. Когда «гезелле» прибывает в какой-нибудь город, он обязан явиться в ратушу и поставить штамп в специальную книжечку. Вернувшись домой, он должен будет показать эту книжечку главе своей общины, чтоб тот смог убедиться, что «гезелле» действительно странствовал положенное время и что ни в одном из мест он не останавливался дольше чем на три месяца. Орден считает, что оседлость вредна для молодых людей. Цель «вальса» – не только получить необходимые навыки, но и познать жизнь. А сделать это можно, только постоянно перемещаясь и знакомясь с самыми разными людьми.

«Гезелле» ездят автостопом – по весне их очень много на трассах. Они устраиваются работать на речные и морские суда – опять же, не за деньги, а за койку и миску с едой. В крупных городах их услуги не очень востребованы. А вот в сельской местности их любят. Когда плотника, сантехника или трубочиста можно вызвать только через месяц, оказывается полезным иметь под боком человека, который всегда к твоим услугам. И то, что он не требует за работу денег, тоже неплохо, чего уж тут. При этом тем, кто согласен поселить у себя такого вот ремесленника, стоит помнить, что он полностью свободен – в том числе и от своего «нанимателя», это не раб, и уйти он может в любой момент, и в полицию заявить о дурном обращении.

«Гезелле» бродят по всей Европе и иногда даже перемещаются между континентами, но чаще всего их услугами пользуются в Германии, Австрии и Швейцарии – странах, где Орден свободных ремесленников процветает, а люди привыкли к подобным вещам, несмотря на технический прогресс. Недавно я читала интервью с одним из представителей Ордена, и он там сказал, что молодые люди за три года и один день начисто лишаются предрассудков. Среди них нет шовинистов, гомофобов, ксенофобов и прочих «фобов». Они знают, что люди попадаются разные, но совершенно не важно, какого они вероисповедания и сексуальной ориентации. В общем, если наличие бродячих ремесленников и можно счесть атавизмом, то, думаю, это очень полезный атавизм.

Катя Щербакова, Мюнхен