Куда делась снегоуборочной техника, которую закупали к зиме?

После снежных катаклизмов прошлой зимы Смольный объявил о том, что не пожалеет денег на закупку современной техники и к началу следующих холодов на улицы Петербурга выйдут 655 новых снегоуборочных машин. Но снегопады уже давно начались, а техники, по мнению петербуржцев, если и прибавилось, то не кардинально. Online812 пытался понять, куда делись 655 спецмашин.

                   Цена вопроса

В прошлом году в городе, по разным оценкам, работало около 1200 единиц  снегоуборочной техники (включая самосвалы). 655 единиц должны были закупить в 2010 году. Специально для этого в мае был проведен конкурс на поставку спецмашин (см. таблицу). 26 мая 2010 года Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) отобрал пятерых поставщиков, которым достались 12 лотов на общую сумму порядка 5 млрд рублей. 

Крупнейший лот на поставку комбинированных дорожных машин Mercedes-Benz стоимостью более 1,7 млрд рублей и небольшой лот на 350 млн достался компании “Грузомобиль” (совместно с группой компаний “Северная Венеция”). Петербургское ООО “Технокор” взялось поставить 115 машин Wille на сумму более 800 млн рублей. Технику на 470 млн рублей должно было закупить ООО “Элитстрой”. Самый маленький заказ (112 млн рублей) получила единственная московская организация – ООО “Меркатор Холдинг”.

Все поставщики делали городу одолжение – обещали поставить технику сразу, а деньги принимать частями: в 2010 году – 1,3 млрд рублей, в 2011 и 2012 годах – по 1,7 млрд рублей. Для покрытия расходов они использовали кредиты. Так, “Северная Венеция” объясняет, что часть своих сделок она осуществляет за счет привлеченных средств банка “Санкт-Петербург”. Кстати, еще четыре лота на сумму 1,4 млрд рублей достались ООО “Санкт-Петербургская лизинговая компания” (СЛК), которая является аккредитованной лизинговой компанией  того же банка “Санкт-Петербург”, про который наблюдатели обычно говорят, что он тесно связан со Смольным. 

                     Загадочные поставщики и секретные машины

Таким образом, к началу зимы на улицы города должны были выйти почти 1900 единиц техники (если к 1200 единицам прошлого года добавить почти 700 закупаемых машин). Но ощущения, что вся эта снегоуборочная масса вышла на улицы, ни у кого нет. Однако поставщики, которым мы дозвонились, заверяли нас, что все заказанное оборудование привезено и работает.

Менеджер Елизавета Белова из “Грузомобиля” сообщила, что вся техника была поставлена до 15 декабря. Машины завозили в течение нескольких месяцев. Первая партия поступила в город 11 ноября. Изначально дедлайн был назначен на конец ноября, но впоследствии из-за проволочки производителя его перенесли на декабрь. По словам Елизаветы Беловой, ее компания о переносе сроков с Комитетом по благоустройству договорилась без проблем и скандалов. В результате сделки город получил крупную уборочную технику на базе Mersedes-Benz (175 самосвалов с навесной техникой – отвалом для уборки снега, щеткой и разбрасывателем реагентов) и 70 небольших машин Holder M480 на тракторном шасси.

Роберт Варнель, генеральный директор ООО “Меркатор Интернейшнл” (входит в ООО “Меркатор Холдинг”), заметил, что его компания поставила 40 немецких тротуароуборочных машин Holder C245 к 19 октября – это на десять дней раньше, чем было указано в договоре. Вся техника работает, и представителем фирмы в Петербурге уже был проведен первый техосмотр после 50 часов наката (обязательное условие гарантийного обслуживания). Есть машины, которые успели отработать по 170 часов.
Ряд экспертов уверяли нас, что  проблема эксплуатации новой техники в том, что ею не умеют пользоваться. Так ли это – спросили мы у поставщиков.

“Поломки уже были, – сообщил Роберт Варнель. – На одной машине каким-то образом умудрились сломать крышку бензобака. Я даже не представляю, как такое возможно. Наверное, не тот ключ туда засунули и дернули, решив, что она замерзла. Но это рабочие моменты, крупных нареканий не было”.

Комитет по благоустройству безвозмездно передает технику подрядным организациям – государственным унитарным дорожным специализированным предприятиям, ГУДСП. Операторы и водители из этих ГУДСП специфику управления “Холдерами” постигали на спецкурсах. “Обучение проводится в течение дня, этого достаточно, техника несложная, – пояснил Варнель. – В принципе на эти машины можно сделать множество “навесок”, но по контракту поставлялась только щетка. Подрядным организациям предоставили технику в базовой комплектации, а все остальное они должны закупать самостоятельно. Сейчас ГУДСП запрашивают у нас дополнительные приспособления – фрезерно-роторное оборудование, распределители реагентов, поливомойки и т.д. Когда они поймут, что им нужно, будем заключать контракт. Сроки тут могут быть разные – от недели до 45 дней”.

То есть город, конечно, сэкономил, купив технику в базовой комплектации, но без дополнительного оборудования многие функции закупленного оказались не задействованы. И если в конце декабря ГУДСП еще только раздумывают над тем, чего им хочется, то щетки, разбрасыватели реагентов и прочее они получат явно не раньше конца января.

Второй крупный поставщик – ООО “Санкт-Петербургская лизинговая компания” (СЛК) не смог предоставить информацию о поставленной технике без согласования руководства, а оно  не спешило отвечать. Однако в разговоре с сотрудником отдела маркетинга проскочила фраза, что “человек, который владеет этой информацией, находится в Финляндии, где и решает вопросы с поставкой”. Что говорит о том, что процесс поставки еще не завершен.

Сложнее всего было найти ООО “Элитстрой” – у поставщика, выигравшего крупный городской тендер, нет собственного сайта, а его телефона нет ни в одном справочнике. В какой-то момент мы даже усомнились в том, что фирма с таким строительным именем вообще может заниматься поставкой дорожной техники. Но в конце концов выяснилось, что ООО “Элитстрой” принадлежит группе компаний “Интерлизинг”. Та в свою очередь была учреждена ОАО “Международный банк Санкт-Петербурга”, 98,63% процента уставного капитала которого принадлежит члену Совета Федерации Сергею Бажанову.

К сожалению, в “Элитстрое” путаница не только снаружи, но и изнутри. Менеджер Дарья, к которой нас адресовали как к человеку, располагающему информацией о поставках, на второй день переговоров пояснила, что она ничего не знает, а держателя информации о количестве поставленной техники нужно ждать неделю.
ООО “Технокор” еще до конца октября передал КБДХ 115 финских машин Wille, однако у фирмы есть нарекания в отношении эксплуатантов закупленного. Во-первых, люди, которые будут работать на новых машинах, не пришли на сертификационные курсы. В принципе, если у водителей есть специальные права Гостехнадзора на нужную категорию (тракторы, экскаваторы и т.д.), то они имеют право и без всяких доп. курсов управлять этой техникой. Однако они не могут знать всех особенностей. К каждой машине выдается инструкция толщиной в пять сантиметров, но никто не верит, что ее будут внимательно читать.

Во-вторых, многие из получателей техники отказываются проходить гарантийный техосмотр. Если собственники не меняют обкаточные масла и не проходят обязательный техосмотр, то машина уже не подлежит бесплатному гарантийному ремонту. По мнению директора “Технокора” Василия Кривова, такое обращение вредит технике: “Недавно нам прислали машину, которая вместо положенных 50 часов проездила без замены масла и фильтров все 140. В результате – дефект, в машине грязь. Две машины уже пострадали от соли, на них пришлось менять некоторые датчики. Но с серьезными поломками пока никто не обращался. В хороших руках Wille работают долго и надежно. А тут получается, что подрядные организации получают эти машины бесплатно от города, в результате – такое отношение. Это дорогостоящая и качественная техника премиум-класса, которую часто используют в Западной Европе. Она и 20 лет прослужит. В Купчине машина работает уже 9 лет, и с ней нет никаких проблем. А если не следить, то загубить ее можно очень быстро”.

                       Виноваты таможенники, гаишники и поставщики

Итак, трое из пяти поставщиков подтвердили нам, что в сумме они поставили КБДХ 400 единиц зарубежной техники. Узнать, что случилось с остальными 255, мы пытались у городских служб. Но они путались в показаниях.

18 декабря 2010 года вице-губернатор Александр Сергеев сообщил, что город получил только 488 из заказанных 655 новых снегоуборочных машин (из них 75 машин – не снегоуборочная техника, а подметально-уборочная, скорее даже летняя, 210 – комбинированные машины для уборки проезжей части вроде самосвалов, 70 погрузчиков с различным навесным оборудованием, а остальное – различная тротуароуборочная техника). Уже через три дня пресс-секретарь Комитета по благоустройству Карина Таукенова порадовала новыми цифрами – поступило 547 единиц техники, остальные постараются доставить до Нового года.

“Техника поступает каждый день и не простаивает. Но не стоит забывать о том, что есть объективные трудности, от которых никуда не денешься, – растаможка, поставка на учет в ГИБДД и т.д. Это как с обычной легковой машиной – между тем, как ты ее купишь и будешь на ней легально ездить, пройдет много времени. Здесь этот срок сокращен, и основная масса уже поступила, но частично процесс затянулся, – пояснила Таукенова. – Так что вопрос нужно адресовать уже другим службам – ГИБДД, таможне и т.д. Есть и недобросовестные поставщики. Даже если бы мы провели тендер не в мае, а раньше, если поставщик недобросовестен, то это не зависит от сроков”.
Узнать, сколько всего у города уборочной техники, оказалось непосильной задачей – чиновники запутали нас окончательно. В Комитете по благоустройству назвали цифру в 1200 машин, в том числе новых, а  в подконтрольном комитету ГУ “Центр комплексного благоустройства” (ГУ ЦКБ) говорят другое.

“В октябре этого года, когда мы проводили сезонную подготовку, на предприятиях было 1256 единиц (это без учета новых поступлений), – заявил нам начальник отдела контроля и технического надзора ГУ ЦКБ Игорь Иванов – Конечно, нам хотелось бы, чтобы технику закупили еще. Сколько, точно сказать не могу. То, что в Москве в снегопады выходит 15 тысяч машин, это, может быть, и слишком, нам столько не нужно, тем более что есть проблемы с водителями, их не хватает. Наверное, бывает и так, что техника простаивает, потому что некому работать. Сейчас штатных водителей-механизаторов и трактористов около 2700 человек, в том числе около 450 новых сотрудников, которых мы наняли к зиме. В среднем они получают 25 000 рублей. Набор продолжается, но люди идут не очень охотно. Работа тяжелая, и нужна квалификация, особенно для новой техники, таких сотрудников тяжело найти”.

Таким образом, на сегодняшний день город в идеальном варианте должны убирать около 1800 машин без учета 100 единиц техники, застрявших то ли в ГИБДД, то ли на границе. Вопрос о том, вся ли техника на самом деле задействована, вызывает раздражение. Скажем, Игорь Иванов считает, что не все машины должны выходить одновременно, чтобы не создавать пробки. “Да и вообще вся сразу она и не нужна – у каждой машины свои задачи”, – уверят Иванов.  Одни должны работать в снегопады, другие просто для поддержания порядка.

Впрочем, уборка дорог – это еще полбеды. Если Комитет по благоустройству получил деньги на 655 новых машин, то Жилищный комитет Смольного, который отвечает за уборку снега во дворах, наскреб только на 72 единицы уборочной и специальной техники (экскаваторы, автогидроподъемники, погрузчики и т.д.). Вместе с обновками в ГУП “Спецавтобаза № 2” работает всего 585 единиц техники, из которых  180 машин привлекаются со стороны.

P.S. После публикации материала в редакцию пришло письмо от генерального директора ООО “Элитстрой” А.А. Зольникова, в котором он сообщил, что компания поставила всю технику (70 фронтальных погрузчиков Volvo двух типов) в соответствии с графиком поставки. К сожалению, в письме не указано главного – в какие сроки компания должна была поставить технику – к осени или уже в зимней период. А ведь именно от этого, согласитесь, зависело качество уборки наших улиц.