Лучшие и худшие российские сериалы 2018 года. Версия Андрея Константинова

Поскольку мы – патриоты, начну с российского сериального пиршества, где не все сериалы, впрочем, российские. В основном, к сожалению, это разного уровня разочарование. Сюрпризом, кстати, для меня стало количество сериалов, выпущенных у нас в 2018 году. Их десятки – практически под сотню. Вот это был сюрприз. Здрасьте, забор покрасьте, как говорит мой сын.

Слушал я недавно выступление на «Эхо Москвы» Слепакова и Незлобина, ребят из «Камеди клаб», которые теперь занялись производством сериалов. И они говорят: вот вы не знаете, а в мире тоже не одни шедевры делают. Вот они – Слепаков с Незлобиным – ездят по разным сериальным и киноярмаркам и видят: дерьма снимают немерено.

Да, все правильно, чтобы появился небольшой слой сливок, нужно большое количество молока. Запускаешь в эту крынку лягушку, она бьет лапами, взбивает масло. И для меня горечь вот этого длинного списка снятых в России сериалов  заключается в том, что молока много, а ни сливок, ни лягушки я не вижу.

В целом сериальное производство в мире, как мне кажется, свой пик прошло. И шедевров как «Во все тяжкие», или начало «Родины», или начало «Игры престолов» этот год не дал. Но тем не менее в мире все равно снимают очень много крепких, близких к шедеврам вещей.

 

Российские сериалы, большинство из которых лучше не смотреть

 «Годунов» (Россия)

«Ненастье» (Россия)

«Золотая орда» (Первый канал)

«Кровавая барыня» (Россия)

«Вольная грамота» (Первый канал)

«Обычная женщина» (ТВ-3)

Мажор (Первый канал)

«По законам военного времени» (Первый канал)

Крепость Бадабер (Первый канал)

Тайны города Эн (Первый канал)

«Домашний арест» (ТНТ-Premier)

 

Но  сначала о наших сериалах. Они уже не производят впечатления убогих, потому что у них уже не нищенские бюджеты. Это давно уже не история первого «Бандитского Петербурга», который снимался одной камерой, все 15 серий, и там эта бедность, которая не порок, но нищета, нищета это порок –  она присутствовала.

Теперь сам по себе кадр богатый, но хорошая история должна стоять на хорошем сценарии. А их – хороших сценариев –  нет.  Сценаристы у нас дешевле звезд-актеров. Это неправильно, но это так. И кто мешает производителям сериалов пусть методом тыка найти хороших сценаристов? Я могу сказать, что мешает. Вот я в течение почти всего 2018 года бьюсь с одним каналом на предмет подписания договора на сценарий для сериала о временах Гражданской войны, и этот проект не движется никуда, потому что все договоры, которые они мне присылают, настолько кабальные, что ни один нормальный человек это не будет подписывать. Потому что, грубо говоря, ты заранее виноват во всем. Ни на что не имеешь права. Потому что сценарист для канала – это полное ничтожество, за тебя всё перепишут и всё изменят, если кому-то что-то не понравилось.

Возникает ощущение, что у нас сериалы делаются исключительно как средство заработка. Вопрос качества никого не заботит. И это касается не только сценариев. Мой друг Игорь Корнелюк поведал ужасную историю. Ему присылали договоры с какими-то абсолютно нищенскими предложениями. Вы напишите музыку, а мы вам заплатим 3 копейки. Причем действительно 3 копейки, я не буду озвучивать сколько, но это унизительная совершенно сумма. А им всё равно, потому что если Корнелюк откажется, какой-нибудь Пупкин напишет.

Притом что музыка для сериала – это очень важно. В итальянском сериале «Великолепные Медичи» меня музыка потрясла. Я как дурак ходил,  просил, чтобы мне на телефоне набирали эту песню (об этих сериалах –  тут).

А нашим все равно, потому что особых надежд на то, что у тебя сериал купит проклятая заграница, нет, но зато есть абсолютно гарантированный рынок «русского мира» – Россия, Белоруссия, Казахстан и т.д. И туда можно делать на уровне табуретки. На табуретке, безусловно, можно сидеть, особенно в камере.

И дело тут не в канале, потому что, к сожалению, практически одинаковые ситуации по всем трем федеральным каналам: Первый, Россия, НТВ, хотя есть и видовые особенности. На Первом канале очень любят ретро. Там ретроменты, шляпы  из 50-х, «Беломор» в зубах  и нескончаемые старые песни о главном.

На «России» вечная история про женщину с трудной судьбой. Эта женщина обязательно попадет на зону и обязательно оттуда выйдет. А на НТВ – с собаками и без – бегают менты, фээсбэшники и росгвардейцы. Эти товарищи бесконечно мочат друг друга и всё заливают кровью.

Перейду к конкретике. Были в начале года три сериала, которые, если их расположить один за другим, выглядят как сериальное пророчество на год вперед: «Кровавая барыня», «Вольная грамота» и «Золотая орда». Значит, кровавая  барыня выписала себе вольную грамоту на все сериалы, и началась Золотая орда.

Что  сказать про эти сериалы? Это всё к истории не имеет никакого отношения. Ощущение, что  у создателей  сериалов в школе было не очень хорошо с историей. Может быть, учителя истории обижали этих людей, и они мстят теперь за это люто и беспощадно. Причем только у создателей «Золотой орды» хватило галантерейной вежливости написать, что всё, что мы показываем, не имеет отношения к истории Руси. Мы старались сделать, чтобы вам было интересно. Трахнут мерзкую княгиню в исполнении Юлии Пересильд, супруги Алексея Учителя, или нет? Я всё ждал, когда же случится  насилие, но что-то не дождался. Сериал напоминает утренники в житомирском ТЮЗе. Что хорошо – можно смотреть с любой серии: ты мало что приобретешь и мало что потеряешь.

Сюрприз года для меня был один – в титрах сериала «По законам военного времени». Он про совершенно лютых сотрудников военной прокуратуры: гимнастерки, кубари, шпалы, которые в осажденном Киеве 1941 года всякую уголовщину расследуют. А Киев вот-вот сдадут.  И там три главных героя. Старшину-водителя играет Панкратов-Черный, есть еще офицер постарше и барышня помоложе. Случится между ними роман. Понятно, что без постельной кульминации не обойдется. Даже не ждешь этого.

В чем тогда сюрприз?  А в том, что это украинский сериал. То есть производство написано – Украина, а не Россия. Что меня повергло в абсолютное непонимание в связи с теми военными ужасами, которые между нами происходят. Оказывается, военные действия не мешают нам у них не только сельхозпродукцию покупать.

Два сериала на канале «Россия» подавались как самые ожидаемые премьеры года. Я не понял, какая из них самая ожидаемая. Сначала был сериал, который анонсировали так: мужской голос, видимо, того мужчины, которого начинали грубо иметь в задницу, говорил, что он – Годунов. И показывали этого Годунова. Хотя это был не Годунов, а Безруков в клочковатой бороде. Вообще, примечательно, что в этом сериале одни только звезды. Даже стрельцы с картонными алебардами – тоже звезды.

Я решил сесть и честно посмотреть хотя бы одну серию этого «Годунова». Это была 2-я серия. Я ее честно посмотрел. Я был не пьяный. И надо сказать, что у меня уникальная память. Это подарок от папы с мамой. Я, когда в университете учился,  с двух прочитываний запоминал печатную страницу со всеми знаками препинания. Сейчас, понятно, не то, но в целом память не утратил. Однако если бы меня пытали паяльником, как в 90-е годы в подвалах, я бы не смог пересказать, что в этой серии происходило. Там всё время все ходят с алебардами и в клочковатых бородах. Причем удивительно, я сюжет-то знаю – я этим временем увлекался. Но я не могу пересказать вторую серию и последующие тоже. Не цепляет. Должно цеплять, как цепляет сериал «Великолепные Медичи». У нас Годунов – у них Медичи. События-то у нас даже более фактурные, чем у них. Но у нас получилась просто дурно рассказанная история, и дело не в  картонных алебардах. Дело не в том, что они употребляют в пищу продукты, которые тогда не могли употреблять. Это всё блохи. Если хорошо разыграна сама история, это всё забудется. А тут остаются одни алебарды. Мне рассказывали, что люди смотрели «Годунова» с целью увидеть голую актрису Ходченкову в бане. И каково же было их разочарование, что Ходченкова в бане была, но голой оказалась совершенно другая бабища с шайкой.

Наконец, такого рода большие проекты должны, обязаны предлагать сильные музыкальные темы. Которые останутся в голове после просмотра. После «Годунова» напеть нечего.

Следующая самая ожидаемая премьера – «Ненастье» по роману Алексея Иванова. Я с тревогой  прочитал в журнале «Огонек» интервью великого режиссера Урсуляка, который сказал о том, что  незнаком с автором и знать его не хочет. Ему вообще автор не важен, с автором считаются  только лохи. А реальные пацаны, которые на барабане Страдивари наяривают, они и Шолохова переписать могут, и Иванова. А потом прочитал  интервью самого Иванова, где он говорит о том, что и правильно, что, собственно, так и надо. Как надо? Я всегда думал, что для автора роман как ребенок…

Я тоже честно пытался посмотреть «Ненастье», но опять не цепляет, все выглядят ряжеными. А там история про афганцев, т.е. бывших воинов-интернационалистов, которые на Урале сколотили банду. Конечно, сложно делать картины про недавнюю историю – ее мы все помним. Если про Годунова – то бог его знает, как там было. А тут-то – другое дело. Вот я помню – поскольку свой интернациональный долг я исполнял в течение 4-х, а можно сказать, даже 6 лет. И я знаю эту среду.

Алексей Иванов, похоже, не служил в армии, долг, так сказать,  не исполнял. Сценарист Тилькин и режиссер Урсуляк – тоже. И что происходит? Две  важные заявленные в сериале темы: воины-интернационалисты и оргпреступность. На этих двух китах выстраивается композиция. Если киты сами по себе изображены по-нанайски, значит, и всё остальное будет сыпаться. Понятно, что над вымыслом слезами обольюсь, но чтобы произошла слеза, вымысел должен быть правдоподобным.

А главное – не цепляет. Вот как-то в выходной день попал я на предпоследнюю серию одного из сезонов «Фарго». Ну кто же смотрит с предпоследней серии? Когда ты не понимаешь, что было до этого. Не сумел я оторваться. Полтора часа как прилипший сидел и смотрел. Вот как оно должно работать.

Решил я, кстати, посмотреть, на каком  месте «Годунов» и «Ненастье» в рейтинге зрительских предпочтений. Один из них на 44 месте,  другой – на 74-м.

А вот сериал, который хвалят, но я его не смотрел, – «Обычная женщина». Когда пару лет назад вышел сериал «Фарца» про нелегкую жизнь фарцовщиков, которые были предвестниками капитализма, я в шутку сказал, что, видимо, скоро будет у нас сериал «Сутенеры» про нелегкую судьбу сутенеров. Они же вообще нормальные ребята, просто сутенеры. И действительно – вышел сериал «Обычная женщина» про нелегкую судьбу хозяйки борделя. Эту хозяйку Анна Михалкова играет. Вообще-то она обычная женщина, мать семейства, кем-то работает. А подпольную жизнь – владелицы борделя –  она вынуждена вести, потому что семья, пятое-десятое. Это старый разговор – про допустимую границу зла. Я считаю, что  переступать вот эту конкретную границу нельзя –  нельзя делать героиню из хозяйки борделя, потому что мы тогда скоро скажем, что можно всё.

Кадр из сериала “Обычная женщина”

Еще один сериал, который хвалят, особенно мои либеральные друзья, – «Домашний арест». Сценарий писал Слепаков, продюсер тоже Слепаков, Режиссер Буслов, который снимал «Бумера». Комедия про чиновников, поэтому нравится либералам. По телевизору его не показывают, что либералам как раз приятно.

«Тайны города Эн» – единственный сериал, который меня действительно зацепил. Он очень атмосферный, хотя и с кучей заимствований – от англичан, от скандинавов, что от этого немножечко  неловко. И не сумели доплести эту косу аккуратно к концу так, чтобы вот конец не выглядел крысиным хвостиком. Но там есть ритмика,  интересная работа с типажами. И интересный условный город Эн, совершенно жуткий своей внутренней бытовой мафиозностью

Про сериал «Мажор» я должен  спеть гимн Советского Союза. Там снималась моя жена, поэтому это сериал всех времен и народов. Это уже 3-й сезон. Там такая конспирология –  даже не в кубе, а в пятой степени. По-моему, те, кто 1-й сезон смотрел, а 2-й пропустил, в этом третьем мало что поймут: там уже все поменялись трусами  по 8 раз, плохие с хорошими и наоборот. Главная задача в этом сериале – ошеломить. Кто у нас сегодня главный злодей? А главным злодеем сегодня будет беременная ментовка. А чего так? А чтобы  неожиданно было.

Поэтому я теряюсь. Давайте так: официально  я буду хвалить, а неофициально  –  хохотать, потому что это нельзя без чувства юмора смотреть. Картинка там есть, актеры есть, смысла в сценарии абсолютно никакого нет.

Одиннадцатый сериал я назову в виде бонуса. Это «Крепость Бадабер». Не могу про него не сказать, потому что это очень для меня болезненно. Я написал роман «Если кто меня слышит» как раз о крепости Бадабер и судьбе наших пленных. И посмотрев сериал говорю: нельзя издеваться над погибшими таким ложным пафосом. Правда, нельзя. Это нехорошо, ребята. Это же не компьютерная игра. Там действительно случилась трагедия. Никто не знает, как она произошла, знают только, что она произошла на самом деле. Все погибли. Никто не выжил. И пытаясь реконструировать эту историю, нельзя просто делать боевик из жизни душманов. И какую-то пародию на ГРУ.

Что удивительно, в рейтинге народных предпочтений этот сериал стоит на высоком восьмом месте. Может, я дурак и ничего не понимаю? Скорее всего, так оно и есть. Потому что умные люди снимают вот это всё и бабки хорошие имеют.

Вот сняли сериал «Сиделка» и показали на канале «Россия». Естественно, про женщину с трудной судьбой. Я человек утонченный, как сказал бывший губернатор Полтавченко, когда еще был губернатором, в официальном письме ко мне: «вы – подлинный символ петербургской интеллигенции». Несколько раз это говорил, поскольку  не один раз меня с днем рождения поздравлял. И вот я, много раз подлинный символ петербургской интеллигенции, хочу сказать: после сериала «Сиделка» надо немедленно взяться за съемки сериалов «Лежалка», «Пыхтелка», «Сопелка», «Качалка»  и «Сосалка».