Лучшие сериалы 2019 года. Андрей Константинов о том, что снимали в России

В прошлые годы при обзоре сериалов я сталкивался с небольшой проблемой: было за что хвалить американские сериалы, а российские приходилось ругать. Но 2019 год – редкий случай, когда все стало по-другому. Но больше всего удивила Европа (особенно один бельгийский сериал), и я решил из европейских сериалов исключить Великобританию и соединить англичан и американцев. Но начну с России – есть и хорошее, и плохое, и удивительное.

 

Российские сериалы

«Экспроприатор» (Первый канал)

«Лучше, чем люди» (Первый канал)

«Домашний арест»   (ТНТ-Премьер)

«Екатерина. Самозванцы» («Россия»)

«Полярный» (ТНТ)

«Жуки» (ТНТ)

«Хорошая жена» (НТВ)

«Триада» (ТНТ)

«Содержанки» (START)

«Обычная женщина» (ТВ-3)

 

Для начала нужно похвастаться и рассказать о себе (это норма сейчас поведения, все себя хвалят, говорят, что создали шедевры). У меня в августе 2019 года вышел сериал «Экспроприатор»,  премьера была на Первом канале. Сериал снят был значительно раньше, просто очень долго лежал на полке. Еще его почему-то журналисты называли приквелом «Бандитского Петербурга», хотя он никакой не приквел, просто рассказывает о молодых годах Юрки Барона, которого в «Бандитском Петербурге» играл Кирилл Лавров.

Очень высокий рейтинг на Первом канале был у этого 16-серийного сериала. Я не могу сказать, что сериал без огрехов. Огрехи были, они в том числе были связаны с тем, что я-то при помощи Игоря Шушарина написал сценарий на 12 серий. А они сделали из них 16. Понятно, что за 16 серий можно больше получить, чем за 12. И мы писали сценарий немножко с запасом, чтобы режиссеру было с чем поработать: не надо приносить портному ровно два метра ткани на брюки – принесите с запасом, портной это оценит. В нашем случае портной оценил. Но лучше бы они нас попросили переделать под 16 серий.

Как бы там ни было, сериал прошел с рейтингом в два раза выше, чем средний показатель Первого канала этого года, с чем меня все поздравляли.

  • Кадр из сериала “Экспроприатор”

 

Второй раз этот сериал  удивил, когда попал в десятку лучших русских сериалов на YouTube – такое исследование провели американцы. Удивило это  потому, что мне казалось – в YouTube  молодежная аудитория, а мы  в «Экспроприаторе» на молодежь точно не ориентировались.

Третий момент удивления был связан с тем, что мне-то казалось, что если ты попадаешь в десятку самых лучших сериалов, то к тебе как к автору сценария должна выстроиться очередь от продюсеров с настойчивыми просьбами на любых условиях писать сценарии. Потому что наши производители кино и сериалов все время говорят: главная проблема – нет хороших сценариев. Но мне одни только товарищи из Москвы позвонили, сказали, что им нужен сценарий про разведку, после чего пропали.

Сериал «Лучше, чем люди» тоже показывал Первый канал. Это про андроидов, много хороших молодых артистов, чудный робот в исполнении Паулины Андреевой. Очень убедительно играет Кирилл Кяро, наша главная эстонская любовь (он играл в сериале «Нюхач», и поэтому один из моих приятелей его называет «Носач»). Сценарий крепкий, хотя вопросы есть: нет объяснений,  почему герои ведут себя именно  так, почему жена главного героя такая стервозная. Почему лидер движения по ликвидации роботов такой злой? Мне нужны объяснения. Я их там не нахожу.

Тем не менее этот сериал, видимо, наша первая большая победа на международном уровне, потому что он  делался сразу с прицелом на продажу на Запад. Там если герой читает книгу, то она на английском языке. А если стоит на кладбище, то это кладбище протестантское, без крестов.

  • Кадр из сериала “Лучше, чем люди”

 

Я посмотрел «Домашний арест», который мне хвалили три таких разных человека, как  Никита Михалков, премьер Медведев и главный редактор «Фонтанки». Я бросил смотреть сериал где-то на пятой серии. Он затянут. И он, как мне кажется, преувеличенно оппозиционный. Мне не понравился мир той коммуналки, куда попадает главный герой, после того как его снимают с мэров и он оказывается под домашним арестом там, где прописан. В коммуналке живет его  ровесник, пролетарий без перспектив. И бывший мэр  придумывает выдвинуть в мэры вот этого пролетария и таким образом взять реванш. Но есть один момент: в детстве один главный герой макал  другого главного героя головой в унитаз. С моей точки зрения, и тот, кто макал в унитаз, и тот, кого макали, унитазные люди. Я им не сочувствую. Я не сопереживаю никому из этой коммуналки, мне не смешно, когда за окном на проводах висит презерватив, который надо сбить шваброй. Я не ханжа, я не боюсь презервативов, но мы над такими штуками отсмеялись, еще когда были юными военными переводчиками.

Четвертый сериал – «Екатерина. Самозванцы» на канале «Россия». Играет Екатерину нестареющая Марина Александрова. Она одновременно играет и на других каналах в это же время. И везде, к сожалению, одинаково. Всюду она такая милая, с трудно складывающейся личной жизнью.

Что про этот сериал сказать? Вспоминается сибирский анекдот, когда сидят два мужика, пьют чай. Один другому говорит: «Хорошо». Второй отвечает: «Хорошо!» Первый: «Однако, Епифан, мою жену трахаешь, а это нехорошо!» Второй отхлебывает чая: «А вас, Васильевых, не поймешь: она говорит – хорошо, ты говоришь – нехорошо».

Создатели сериала «Екатерина» говорят, что это хорошо. Я тут читал в «Огоньке» очень комплиментарное интервью с автором сценария «Екатерины», есть такой Ариф Алиев, говорят, самый высокооплачиваемый сценарист в РФ. Меня потрясло не его интервью, а то, что в предыдущем номере эту «Екатерину. Самозванцы» разнесли в пух и прах под смешным заголовком «Екатерина и ребята» – как отсылка к сериалу «Элен и ребята». Мне показалось, что интервью в «Огоньке» – это попытка извиниться за критику. Хотя за что извиняться? Я краем глаза смотрел эту «Екатерину», и меня не затаскивало. Но любителям актрисы Александровой, если таковые имеются, наверное, посмотреть сериал важно.

Следующий сериал – «Полярный», выходил на ТНТ. Это любителям Пореченкова и Охлобыстина. Оба там играют. Вообще, достойный актерский состав. Но – дело в том, что был такой норвежский сериал «Лиллехаммер», где американский мафиозо попадает в норвежскую глушь, и начинается комедия положений. «Полярный» – это в чистом виде калька с «Лиллехаммера». У вора в законе и держателя какого-то общака, которого играет Пореченков, начинаются проблемы с братвой. Он бежит  и попадает в городишко, который называется Полярный.

Смотреть можно. Непонятно – нужно ли. Это такая очень вторичная, очень неглубокая, очень безвредная возможность убить время. Не обогатит ничем, но, наверное, ничего и не заберет. А самое главное, непонятно, зачем нужно брать «Лиллехаммер»? Потому что «Лиллехаммер» – не тот шедевр, без которого не обойтись в русском варианте.

А вот очевидно неудачная попытка переложить американский сериал «Хорошая жена» на русский лад. Купили лицензию, сняли один сезон, показали на канале НТВ. Но в нашем варианте не очень хорошая жена получилась. Американский сериал про то, как американский прокурор оказывается в тюрьме, и его жена, имеющая юридическое образование, вынуждена зарабатывать деньги и идет в адвокаты. Проблема –  не все сериалы можно адаптировать в принципе. Американские юридические сериалы построены на их судебной системе, а про наш российский суд говорят разное. И когда герой Домогарова говорит: «Я принял решение баллотироваться в губернаторы, и мне нужна ты, потому что семья – это очень важно», мне хочется сказать: друзья, это в Америке важно, чтобы была семья, когда принимаешь решение баллотироваться в губернаторы. А у нас решение про губернаторов принимает совсем другой человек. И этому другому человеку, мне кажется, все равно, женат кто-то или нет, поскольку сам он, как известно, не женат.

Еще один сериал ТНТ называется «Жуки». Немудреная завязка: городская хипстерская шайка не хочет в армии служить, хочет на альтернативную службу. И они попадают в деревню Жуки. В принципе, схема похожа на «Полярный»: вот сошлись они, лед и пламень. Деревня влияет на этих уродов, уроды влияют на деревню. В деревне есть свои маленькие и большие тайны. Хотите – смотрите, хотите – не смотрите. Не вредно.

Следующие три сериала – они уже про мораль и нравственность. Сериал «Триада» вышел на ТНТ. Я слушал, как творцы на радио час рассказывали, почему они гениальные. Что они даже не первые после Бога, а, собственно, сам Бог и есть. А сюжетец там такой: от одного парня залетели сразу три дамы, совсем не похожие друг на друга ни возрастом, ни манерами, ни прочим. Они друг о друге узнали, и никто не хочет аборты делать. И они вынуждены сосуществовать вместе, а парень пытается как-то решить ситуацию. Конечно, это укладывается в нынешнюю концепцию, где подвиг равен греху и всем все можно. И опять-таки демографическая проблема в стране стоит остро. И мне не хочется быть старым ханжой. Но все же: это нехорошо, когда профессор живет со своей студенткой, а потом отпиливает ей голову. А чем больше таких сериалов будет – тем скорее это будут считать нормальным.

Константин Богомолов, муж Ксении Собчак,  снял сериал «Содержанки». Это сериал платформенный, он ни на одном канале  не шел. Я бы его назвал «Прошмандовки». Вечная проблема, совместимы ли гений и злодейство. Они, конечно, совместимы. Скажу честно,  я посмотрел только первую серию. Сериал снят мастерски. Богомолов умеет работать. Но после просмотра первой серии мне натурально захотелось блевать. Потому что искусство – это все-таки то, после соприкосновения с чем человек становится лучше, а не хуже. Если бы Леонардо да Винчи нарисовал кусок дерьма, я бы, при всем уважении, это у себя в гостиной не повесил. А так – да, гений, конечно.

«Обычная женщина» – сериал для любителей Анны Михалковой. Как-то, когда Первый канал выпустил сериал «Фарца», я пошутил: надо еще выпустить сериал «Сутенеры» – про людей со сложной судьбой. И вот вам «Обычная женщина» – рассказ про сутенерку,  содержательницу элитного эскорта. На самом деле она хороший человек и просто вынуждена ради семьи заниматься торговлей женским телом. Вообще, я думал, что в начале 90-х отпели эти соловушки. Тогда очень модно было рассказывать про то, как  хороший человек работает киллером, но так сложились обстоятельства, что он вынужден людей мочить. Но это совершенно ущербная позиция. Всех понять можно, что ли? Все на всё имеют право? Об этом можно глубоко размышлять. Но есть люди, которые глубоко думать не будут.  Они просто впускают эти мысли в себя. А это опасно.

Закончу опять про сценарии. У меня есть законченный сценарий мини-сериала «Фронтовая любовь» (либо это для полного метра). И хотя над всем продюсерским царством в России раздается глубинный стон, что нет сценариев, он никому не нужен. Поэтому мы приняли решение  в начале января четырьмя частями его опубликовать. Читайте на здоровье совершенно бесплатно. Визгу будет много, хотя бы по той причине, что один из главных героев – гей, а еще один из героев – Путин, и все они положительные совершенно люди.

Андрей Константинов

Фото  на заставке Михаила  Огнева