Министр образования против школьных олимпиад. Что за этим стоит?

Министр образования Ольга Васильева заявила о разработке новой модели проведения Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ). Не нравятся эта олимпиада министру. Хотя аргументы у министра странные.

Что не нравится министру

Министра Васильеву удивляют показатели ЕГЭ, которые демонстрируют победители и призеры ВСОШ. Из более 2000 олимпиадников 30% не выбирают для сдачи ЕГЭ по профилю выигранной олимпиады, а 40% тех, которые этот экзамен все-таки сдают, не набирают и 60 баллов. Эти факты, с точки зрения министра, говорят о некомпетентности олимпиадников.

Ну и плюс факт слива заданий регионального этапа ВСОШ зимой 2017. Это уж вообще кошмар!

Результат: победители олимпиад, непонятно как их выигравшие, создают конкуренцию среди абитуриентов вузов. Они занимают все бюджетные места, так что даже 100-балльники ЕГЭ теряют возможность поступить. По словам Васильевой, страдают от этого «ребята, у которых 100 баллов по трем-четырем предметам – а таких у нас много».

Права ли министр?

 

Министр ошибается в подсчетах

 

По закону «Об образовании в РФ», победители и призеры ВСОШ имеют право поступить в вуз на соответствующие профилю олимпиады направления без вступительных испытаний. Сдавать профильные ЕГЭ и как-то подтверждать результат олимпиады при этом не требуется, для поступления нужны лишь школьный аттестат и олимпиадный диплом. А для получения аттестата требуются только экзамены по русскому и математике.

Это ответ на вопрос – почему победители Олимпиад не сдают профильный ЕГЭ. Они его не сдают потому, что он им не нужен.

А в некоторых случаях школьники побеждают на олимпиаде по предмету, который вовсе не собирают изучать дальше. Например, я знаю девушку, которая собиралась изучать биологию, но при этом отлично владела английским языком. И на заключительный этап ВСОШ она прошла именно по английскому. Но резона сдавать «английский» ЕГЭ  у нее не было – потому что поступала она на биологию. Из этого и складываются те 30% победителей и призеров, не выбирающих ЕГЭ по предмету олимпиады.

Конечно, возникает вопрос: зачем сдавать ЕГЭ по олимпиадному профилю приходят оставшиеся 70%? Ответа тут два: либо давление со стороны школы, которой нужно повышать средний балл. Либо простой интерес и желание развлечься у школьника. В любом случае, у сдающего в этом случае нет мотивации к достижению высокого результата. Все, что нужно было, олимпиадник уже доказал. Отсюда – не слишком выдающиеся баллы олимпиадников, сдающих ЕГЭ.

А вот что по поводу заявлений о некомпетентности олимпиадников думает кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения иностранным языкам РГПУ им. А. И. Герцена и бывший председатель предметно-методической комиссии ВСОШ по английскому языку в Петербурге Марина Переверткина:

«Всероссийская олимпиада школьников по иностранным языкам – уникальное соревнование для одаренных учащихся, обладающее собственным форматом, который существенно отличается от формата ЕГЭ. Участники заключительного этапа ВСОШ, без сомнения обладают высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетентности, который и демонстрируют при выполнении заданий повышенной сложности. А низкие показатели на ЕГЭ, на мой взгляд, могут быть связаны с тем, что зачастую призеры и победители ВСОШ не знакомы с форматом ЕГЭ. Это говорит о некачественной организации подготовки к этому экзамену в школах, но не о низком уровне знаний».

Еще о цифрах. Согласно официальным данным, представленным главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым, в 2017 году 100 баллов за три экзамена набрал всего 21 человек – не так уж и много, чтобы из-за этого ломать всю олимпиадную систему.

А олимпиадников, занимающих бюджетные места, по всей России – чуть более 2000, то есть всего 0,3% от общего количества выпускников страны (около 700 тысяч). Таким образом занять все бюджетные места они просто не могут – в одном только МГУ в 2017 году таких мест было 4893.

А что насчет сливов заданий?

«Сливы заданий ВСОШ связаны с деятельностью конкретных людей, которые имеют доступ к материалам и пытаются заработать на этом. Они никак не могут свидетельствовать о нечестности системы в целом», – говорит Марина Переверткина.

 

Не надо делать из олимпиад ЕГЭ-2

 

Что хочет сделать с олимпиадами министр Васильева? Судя по всему, максимально приблизить олимпиады к ЕГЭ. Сделать из ВСОШ второй ЕГЭ, с такой же системой проверки и строгостью условий проведения.

Но у нас уже есть ЕГЭ, зачем нам еще один? Олимпиады – место, где нужно мыслить нестандартно, и, если начать преваращать олимпиады в ЕГЭ-2, появляется риск потерять всю суть олимпиадного движения.

Если  госпожа министр хочет улучшить систему ВСОШ, ей  стоит обратить внимание на реальные проблемы, которые здесь существуют.

Между участниками ВСОШ существует неравенство возможностей, основанное, прежде всего, на месте их жительства. В составе участников заключительного этапа обычно наблюдается серьезная диспропорция: от Москвы приезжают огромные делегации, от Петербурга – чуть менее внушительные, но в любом случае значительно превосходящие делегации других регионов.

Причина, во-первых, в том, что в Петербурге и Москве ведется серьезная подготовка олимпиадников, к которой нет доступа у школьников из других регионов. И это не говоря о более высоком уровне качества школьного образования в Москве и Петербурге.

Во-вторых, у некоторых регионов не хватает денег на то, чтобы отправить на заключительный этап тех, кто на него приглашен. Отправляют в лучшем случае только победителя регионального этапа, тогда как должны всех, кто набрал проходной балл.

Конкретный пример – Екатерина Кривогорницева из Республики Бурятия. В 2016 году на региональном этапе ВСОШ по русскому языку она заняла второе место. Дорогу до места  проведения заключительного этапа должен был оплатить регион, но регион заявил: поездка оплачивается только победителю. Хотите ехать – добирайтесь за свой счет. Такой возможности у Екатерины не было. Поэтому она осталась готовиться к ЕГЭ в Бурятии.

В каких-то регионах ситуация обстоит еще хуже. Бывает, мало кто из учителей знает о существовании ВСОШ, о четырех этапах (школьном, муниципальном, региональном и заключительном) и о том, какие возможности олимпиада открывает перед школьниками.

Может, конечно, проявившийся интерес Васильевой к Олимпиадам связан с другой проблемой – министерство образования продолжает сокращать бюджетные места. И чтобы скрыть возрастающую конкуренцию за бюджетное обучение решили поискать другой источник проблем. И нашли его в олимпиадах.

Алена Шимберг

На заставке: «Девочка со сливами. 2017. Холст, масло» Изображение из сообщества «Типичный олимпиадник».