На Западе удивляются, почему Россия хочет строить ВСМ по старинке

В Международном совете по магнитной левитации (Тhe International Maglev Board, штаб-квартира в Мюнхене) прокомментировали планы строительства в России высокоскоростной магистрали «Нижний Новгород – Москва — Санкт-Петербург». По словам президента совета, профессора Йоханнеса Клюшписа, только четыре страны в мире имеют готовые ноу-хау для создания магнито-левитационного транспорта. Это Япония, Южная Корея, Германия и Россия.  В России несколько лет назад петербургскими учеными была создана уникальная технология RusMaglev.

Маглев-поезда могут двигаться в два-три раза быстрее, чем высокоскоростные.  Составы на магнитной подушке при движении не касаются рельса, а левитируют над ним, что позволяет  развивать скорость от 600 км/ч до 1000 км/ч.

По мнению профессора Клюшписа, Россия географически предопределена для использования маглева, так как имеет большую по площади территорию.

— Было бы довольно удивительно, если бы в России не была протестирована технология маглев для ее текущего проекта ВСМ «Москва — Санкт-Петербург». Однако для принятия надежных проектных решений всегда необходимо сравнение старого и нового, — говорит ученый.

Сейчас в России рассматриваются четыре варианта проекта строительства ВСМ от Москвы до Петербурга. Все они представляют собой «хорошо забытое старое», так как разговоры о создании трассы ведутся больше четверти века. Проект всегда курировало  РЖД, и никаких прорывных технологий, кроме традиционных колесно-рельсовых, там предложить не могут.

В Петербурге еще в 2016 году по технологии RusMaglev был построен первый левитирующий вагон массой 32 тонны. Он парил на высоте нескольких сантиметров от магнитного основания без использования внешних источников энергии. По словам профессора Анатолия Зайцева,  экс-министр путей сообщения России – инициатора и вдохновителя проекта RusMaglev, за год «полета» левитационный зазор между вагоном и основанием не уменьшился ни на миллиметр.

Петербургские ученые предлагают связать с помощью маглева Петербург и Москву, а также пустить пассажирские магнитолевитационные поезда в аэропорт «Пулково», к «Экспофоруму», Лахта-центру и пригородным жилым массивам. В 2016 году был разработан первый в мире проект грузовой маглев-трассы между двумя столицами.

По словам Анатолия Зайцева,  давно собран пул инвесторов, готовых строить магнитолевитационные дороги в России, что особенно важно  — без использования бюджетных средств. На государственном уровне идея получает одобрение, но только на словах. Необходимых для старта проектов документов (постановление правительства РФ), до сих пор не принято.

На днях китайские СМИ сообщили, что КНР (не обладающая собственными маглев-технологиями) в 2020 году начнет строительство магнитолевитационной трассы протяженностью 1000 км  между городами Гуанчжоу и Ухань. Скорость поездов составит от 600 км/ч до 1000 км/ч

Елена Роткевич