Плохими дороги в России были всегда. Даже между Петербургом и Москвой

Прямую дорогу от Петербурга до Москвы поручил соорудить Петр I. В 1706 году ее начали строить. В 1746-м закончили. Иностранцы периодически приходили в ужас. «До чего трудны и узки здешние дороги. Все они покрыты водой. Непролазная грязь… Дорогу часто заслоняют упавшие деревья, которые столь велики, что никто не в силах их разрубить… Когда подъезжала повозка, то колеса приходилось поднимать на эти деревья… Повозка падала с такой силой, что у нас в животе разрывались внутренности».

В 1817-м решили построить шоссе по новейшим методикам – системе Мак-Адама: дорожное полотно покрывали щебенкой. По воспоминаниям получилось местами хорошо, местами – не очень: «Хотя на большей части пути уже было сооружено великолепное шоссе, однако ж, в средней части на протяжении нескольких станций, между Торжком и Крестцами, приходилось ездить по старой дороге, и во многих болотистых местах, на многие десятки верст, по бревенчатой грабле. Проезд по такой дороге был настоящей пыткой. Мы с отцом ехали в возке безостановочно почти четверо суток».

Пушкин, который наше все, так объяснил историю с русскими дорогами: «Вообще дороги в России (благодаря пространству) хороши и были бы еще лучше, если бы губернаторы менее об них заботились. Например: дерн есть уже природная мостовая; зачем его сдирать и заменять наносной землею, которая при первом дождике обращается в слякоть? Возьмите первого мужика, хотя крошечку смышленого, и заставьте его провести новую дорогу: он начнет, вероятно, с того, что пророет два параллельные рва для стечения дождевой воды. Лет 40 тому назад один воевода, вместо рвов, поделал парапеты, так что дороги сделались ящиками для грязи. Летом дороги прекрасны; но весной и осенью путешественники принуждены ездить по пашням и полям, потому что экипажи вязнут и тонут на большой дороге. Таких воевод на Руси весьма довольно».