Почему десять лет не могут построить транспортно-пересадочный узел «Девяткино»

Разговоры о создании транспортно-пересадочного узла «Девяткино» ведутся уже 10 лет. Его собирались построить к чемпионату мира по футболу. Теперь называют в качестве ориентировочного срока 2021 год. Почему все так сложно и есть ли перспективы – об этом «Город 812» расспрашивал Илью Резникова,  эксперта по транспорту института «Урбаника». 

– Кому больше всех нужен этот транспортно-пересадочный узел?  Кто его лоббирует?

– Областным властям представляется, что Девяткино – это идеальное и естественное место для пригородно-междугороднего терминала. ТПУ  «Девяткино» – единственная станция петербургского метро, расположенная в Ленинградской области. Это единственная точка, где можно организовать пересадку с пригородного областного транспорта на магистральный городской транспорт. Там почти все есть:  пригородные электропоезда, пригородные автобусы части Всеволожского района, местные автобусы из Мурина и Нового Девяткина, междугородние автобусы с севера и востока Ленинградской области.

И даже временный автовокзал, который Ленобласть хочет сохранить, а Всеволожский район пытается снести как незаконный. В принципе, оттуда может отправляться и какая-то часть международных автобусов на Финляндию.

– Почему только часть?

– Потому что основными пассажирами этих автобусов являются петербуржцы (а иногда и москвичи), автобусы эти в массе своей отправляются рано утром, большинству их пассажиров ехать ради них в Девяткино будет далеко и неудобно.

В Девяткине может увеличиться число междугородних автобусов, следующих по Ленобласти и в Карелию, это северные и восточные направления. Особенно это актуально в свете проблем, связанных с Петербургским автовокзалом, который неудобно расположен и где сильно хромает сервис.

Но привести в Девяткино какой-то иной транспорт, кроме вышеперечисленного, достаточно сложно и не слишком оправданно. Более того, этого просто не произойдет, автобусы обслуживаются частными компаниями, которые не выберут для себя невыгодные варианты.

Но есть и другая  причина, по которой Ленобласть будет бороться за ТПУ «Девяткино».

– Какая? 

– Проект ТПУ к западу от станции Девяткино, насколько я понимаю, является дополнительным и весьма важным рычагом при согласовании строительства развязки на КАД для выезда из Западного Мурина. Транспортные проблемы этого района известны и понятны. Проблема в том, что КАД – федеральная дорога, строить на ней развязки слишком часто нельзя, а проблемы Западного Мурина федералов волнуют не сильно. Строительство регионального ТПУ в Западном Мурине поднимает статус данной проблемы, и развязку, похоже, все-таки будут строить, несмотря на нарушение норматива об их частоте на скоростной дороге. Хотя подъезд к КАД должен пройти по частным землям, которые еще нужно выкупать.

Есть и еще одна причина, по которой надо строить ТПУ,  но ее не учитывают.

– Неужели после 10 лет обсуждений чего-то не учли?

– В Девяткине нужно обеспечить удобную пересадку между автобусами, следующими в многочисленные жилые новостройки, и метрополитеном (сейчас там всё очень плохо благоустроено). Но  ТПУ предполагается только с западной стороны от железной дороги, а для обеспечения удобных пересадок необходимо заниматься площадкой и с восточной стороны.

Нет путепровода (и пока не планируется) через железную дорогу между западным Мурином и восточным, то есть для автобусных маршрутов, приходящих со стороны «старого» восточного Мурина, ТПУ полезен не будет. Там останется тот же хаос, что есть сейчас, а также проблемы с подъездами (они узкие и там постоянные заторы).

– Это все проблемы ТПУ?

– Отнюдь. Необходим вынос сетей. Первый проект ТПУ (более масштабный) споткнулся именно об это. В Девяткине параллельно железной дороге проходят мощные ЛЭП, переложить которые под землю технически возможно, но очень дорого.

Конкретный инвестор пока не найден (то есть реальных денег-то нет).

Рабочий проект ТПУ пока не разработан (именно проект, а не концепция, предпроект или еще какие-то красивые картинки).

– Как  делятся обязанности по ТПУ между Петербургом, областью и федералами?

– Насколько я понимаю, Ленобласть пытается платить как можно меньше, желательно только за проектирование. Для строительства ТПУ (здания), естественно, ищется инвестор, которому сулят выгодные торговые площади в транспортном узле. Строительство подъезда к ТПУ должно быть разделено между регионом и федералами (так как они владеют КАД и без них к нему невозможно что-либо пристроить).

Беда здесь в том, что у нас под ТПУ понимают не столько удобное пространство для пересадок, сколько торгово-развлекательный центр с автобусами на первом этаже. При этом попытка агрессивно сделать из пассажира покупателя обычно негативно сказывается на удобстве пересадки.

– Вернемся к новой развязке с КАД. Она планируется над «муринским проколом», который недавно открыли под КАД   напротив Гражданского проспекта.

– Да,  прокол должен стать ее элементом. Этот «прокол» не новый, он существует с момента постройки КАД. Просто какое-то время назад его закрыли как ничейный объект, а потом Ленобласть взяла его на баланс и открыла.

– Но путь в город по-прежнему преграждает окружная железная дорога, и ехать надо все равно через развязку на проспекте Культуры?

– Под железной дорогой прокола действительно нет. Въехать из Западного Мурина в Петербург можно только через путепровод на проспекте Культуры или же через район Парнас (а потом по пр. Энгельса, но это еще дальше).

– Разумно продолжить в Мурино Гражданский проспект.

– Эти планы (построить тоннель под ж/д) есть очень давно, и в Генплане Петербурга тоже. Проблема в том, что, во-первых, никто из двух регионов РФ не хочет платить за этот тоннель. Ленобласти  дорого,  у Петербурга и более важные задачи есть. А  застройщикам Мурина это реально не потянуть. Надеялись на федералов, но им тоже не до того. Во-вторых, Петербург в лице специалистов КРТИ сейчас против этого проекта. Они  опасаются того, что на Гражданском проспекте станет больше пробок, которых там и так немало.

– Несколько лет назад было много разговоров о строительстве платных обходов Мурина. Восточный – как продолжение Пискаревского проспекта,  западный – как продолжение Гражданского.

– Про западный я уже сказал. Продолжать Пискаревский не раздумали, проект должен быть реализован в ближайшие годы. Впрочем, у нас ни в чем нельзя быть уверенным, пока стройку реально ни начнут. У этого проекта есть слабое место – это примыкание Пискаревского проспекта и улицы Руставели. Его в перспективе придется переделывать, так как  существующая схема движения не выдержит усиления потока автомобилей.

Вадим Шувалов

 

Справка

Идея создания ТПУ обсуждается с 2007 года, когда автобусный вокзал «Северный» переехал от метро «Гражданский проспект» к станции «Девяткино». Еще через 7 лет появился «Меморандум о взаимодействии».  ТПУ общей площадью 450 тысяч кв. метров и  стоимостью 33 млрд руб. (из низ 28 млрд – частные инвестиции) с вокзалами, ТРЦ, бизнес-центром и паркингами хотели построить к ЧМ-2018 по футболу. Сейчас ориентируются уже на 2021 год и называют только затраты на создание международного автовокзала в составе ТПУ – 302 млн рублей из бюджета Ленинградской области и частных инвестиций.