Почему в Петербурге не строят паркинги

В Петербурге практически не строят паркинги. Ни дорогие подземные, ни менее дорогие – роторные. Одни специалисты говорят, что проекты паркингов будут востребованы, когда в городе заработает платная парковка, другие считают, что паркинги в центре Петербурга вообще не нужны.

Для строительства подземного паркинга трудности очевидны. Зарываться в землю помешают коммуникации и грунты, свободных пятен в городе нет, а если они и появятся, то построить там дом будет многократно выгодней, чем паркинг. В 2010 году правительство выдвинуло идею размещать многоуровневые паркинги в аварийных домах, оставляя от дома лишь фасад. Был готов список из 18 адресов, но ни в одном из них паркинга не появилось. Даже в пилотной зоне платной парковки у метро «Чернышевская» подходящих домов не нашлось. Строить же платный паркинг там, где есть возможность припарковаться бесплатно, – бессмысленно, это все признают.

Александр Солодкий, зав. кафедрой транспортных систем СпбГАСУ, заявил, что целесообразно внедрять многоуровневые паркинги возле вокзалов, а уже потом – по всему центру.

– Начинать надо с района Московского вокзала, потому что люди любят уезжать на выходные на «Сапсане», добираясь до вокзала на своей машине, и потом на ней же с него уезжать. Как говорил мой американский коллега, паркинг в аэропорту – это автомат для печатания денег. В «Пулкове» же обустроили паркинг, а вокруг вокзала до сих пор дикая ситуация. Кстати, идея с парковками в старинных домах – не нова, в Европе я такое видел.

«В России законодательно запрещено размещать паркинги в жилых домах в непосредственном примыкании к жилой площади, они должны быть отделены нежилыми этажами от жилой части, – напомнил генеральный директор СПб ГБУ “Центр транспортного планирования” Рубен Тертерян. –  У нас в центре что ни дом, то историческое здание, поэтому реализация паркингов в центральной части города очень трудоемка.  А на Западе свое техническое регулирование. И, наконец, наша цель – снизить поток машин, направляющихся в центр, и она как-то не очень согласуется со строительством многоуровневых внеуличных паркингов за счет бюджетных средств. Логично, если этим будет заниматься частный бизнес. Все любят приводить в пример Финляндию и Швецию. Но паркинг в Стокманне в Хельсинки построен как часть бизнес-центра, без участия государственных денег. В строительстве знаменитого семиуровневого паркинга у автовокзала действительно участвовало государство в рамках ГЧП, но это скорее исключение, чем правило».

В Петербурге есть несколько компаний, которые готовы за одну неделю сварить из металлоконструкций стандартный пандусный паркинг из 3–4 уровней. И как минимум одна компания, изготавливающая современные стоянки-этажерки: где машины перемещаются вверх-вниз с помощью специальных подъемников.

С директором этой фирмы мы поговорили о том, какие роботизированные паркинги подойдут для центра Петербурга. Оптимальным вариантом показался стеллажный паркинг. Стеллажные паркинги бывают с поддонами хранения автомобилей и без. В первом случае автомобиль заезжает в приемном боксе на паллету (маленький металлический поддон) и дальше перемещается на ячейку хранения. Во втором случае автомобиль перемещается в паркинге специальным роботизированным подъемником.

Самый популярный паркинг – это роторный или карусельный паркинги. Паркинг устанавливается на площади в 40 квадратных метров и может вместить 16 седанов или 12 джипов. Такой паркинг – самый дешевый и неприхотливый: его можно собрать за 5–7 дней на легком фундаменте. Процесс сдачи машины выглядит так: автовладелец въезжает по карточке на территорию парковки, затем с помощью той же карты активизирует паркинг, въезжает внутрь модуля, закрывает машину и выходит. Автомобиль вместе с платформой уходит вверх. По окончании времени хранения водитель по карте вызывает машину, потом выезжает на улицу через шлагбаум. В момент выезда с карты списываются деньги – в зависимости от времени, проведенного на стоянке.

Преимущество роторных паркингов – как раз в том, что их можно разместить в очень ограниченном пространстве. В стандартном дворе площадью 40 на 50 метров и высотой метров 20 – типичном для старого фонда – поместится 15 роторных парковок на 180 машин. Больше уже нельзя – будут скапливаться пробки перед шлагбаумом. Возле каждой парковки, даже автоматической, должен дежурить служитель, но одного работника на 15 модулей вполне достаточно.

Первый роторный паркинг устанавливается во дворе одного из жилых комплексов на проспекте Маршала Блюхера. Еще один – стеллажный – у бизнес-центра «Пулково-стар». У первого стоимость аренды еще не определена, так как дом пока не заселен. Во втором прайс – 6500 рублей в месяц.

Существуют также башенные паркинги – до семидесяти машиномест в высоту. Хороши тем, что это не капитальное строение: их можно пристроить к любой стене.

Но все равно это очень дорогие варианты, и реализовать их можно только в комплексе: при строительстве элитного жилья. Так говорят сами разработчики, и они не очень-то верят, что даже после внедрения повсеместной платной парковки заказчики бросятся к ним гурьбой. Себестоимость машиноместа получается в районе 700 тысяч рублей. В лучшем случае паркинг окупится за десять лет. Для российского бизнеса это очень большой срок.

Кстати, в 2013 году КРТИ предложил разработчикам автоматизированных «этажерок» экспериментальную площадку – перехватывающую стоянку у метро «Кировский завод». Но там водитель не платил за хранение машины, если покупал жетон на метро. Стало очевидно, что «этажерка» не окупится никогда, и устанавливать ее не стали.

Итак, надежда у разработчиков паркингов на то, что спрос на них повысится, когда в Петербурге заработает система платной парковки на улицах. Пока Смольный не может штрафовать нарушителей  – потому что не договорился с МВД о передаче персональных данных неплательщиков. Сотрудники профильных комитетов Смольного оптимистично заявили «Городу 812», что искомая договоренность будет достигнута осенью. После этого  зона платной парковки будет расширяться.

Директор службы помощи автомобилистам «А-24» Денис Шубин говорит:

«Ничего не начнет работать, пока можно безнаказанно парковаться на местах для платной парковки. У нас даже богатые люди стараются не платить за парковку, если на улице можно машину поставить бесплатно. А для этого нужно волевое решение. Нужен свой Ликсутов. В Москве он плохо ли, хорошо ли, но навел порядок. Поэтому сейчас там и строят многоуровневые паркинги. Хотя как только платная парковка накроет весь центр, будут снижаться ставки за аренду недвижимости в центральных районах и офисы начнут понемногу переезжать на окраины. Если наказание за неоплату парковки станет неотвратимым, люди не будут ездить. И паркинги им не нужны».

Андрей Горев, зав. кафедрой организации перевозок СПбГСУ, говорит что в Берлине прекрасно обустроенные паркинги в центре сейчас сносят. Потому что поняли: надо всех пересаживать на общественный транспорт и максимально ликвидировать нагрузку на улично-дорожную сеть. «Может быть, и правильно поэтому, что  у нас не спешат их строить ни коммерсанты, ни город. Все говорят, что через тридцать лет вообще не будет личного транспорта: зачем тогда перекраивать город?»

Нина Астафьева