Правильно ли любить Шнурова, Невзорова и Довлатова?

Дико популярен матершинник и интеллектуал Сергей Шнуров. На антицерковной риторике вернул былую популярность Александр Невзоров. Самый читаемый российский писатель – Сергей Довлатов. Что это в сумме говорит о современном обществе и российской культуре? Об этом рассуждает историк искусства и культуролог, профессор нескольких университетов Иван Чечот.

– Феномен нынешней российской культуры – Сергей Шнуров. Его клипы смотрят миллионы, его мнением по разным вопросам интересуются СМИ. Шнуров – на ваш взгляд, он какую роль в нашем обществе сейчас играет?

– Это наш выдающийся скоморох. В старину подобные деклассированные элементы ходили по деревням, праздник забитым крестьянам создавали, отрабатывали социальный  заказ и под шумок обирали народ. Их любили, но иногда также крепко били, про  что Шнуров, кажется, знает, потому что взгляд у него иногда печальный, мрачный.

Шнуров – это глум над брендами как супербренд, паразитирующая опухоль, которая превратила карнавальное издевательство в источник дохода. Он, что еще хуже, оболванивает народ,  который в своих гаджетах исступленно ищет, где он еще выступал, как был одет, с кем фотографировался. Это и есть оболванивание, превращение людей в довесок к бренд-реальности, которая, по Шнуру, состоит из брендов, работающих друг на друга: музыка работает на медиа, стихи – на концерты, на фильмы, моду, и так до бесконечности. Ждите от Шнурова похода в литературу, роман и автобиография не за горами.

– Самородок! Раньше таких не было?

– Наша культура в перестройку и после  странным образом соединила мужицкое и гламурное,  простоту с лукавством и коварством, попсу и техницизм.

Появляется Шнур, как Распутин наших дней, симпатичный и чудовищный, человек из народа: у него корни, ругаться умеет аутентично. Я этому долго учился, а у него – нутряное, он самородок настоящий. Демократичен и всем понятен.

Мне кажется, что Шнуров из тех советских низов, которые воспользовались свободой, пришедшей после 1991 года, цивилизовались, приобрели достаток, поездили по миру и стали эксплуатировать нашу народную глупость и слабость, русскую доверчивость.

– Разве он для низов поет?

– Для какого-нибудь менеджера или программиста, загнанного по самую шляпку, когда все заорганизованно на работе с утра до ночи. Хочется праздника, когда тебя так эксплуатируют, хочется расслабиться, рассупониться. А тут рядом оказывается кукловод, скоморох, массовик-затейник.

Круглую сумму за концерт группы «Ленинград»  на корпоративе  на совесть отработаем, останетесь довольны. Только для того, чтобы потом написать в Сети: наша фирма осилила «Ленинград». А ваша?

Но проблема не в том, чтобы осудить, поставить диагноз: такой у нас глупый народ, что любит говно до самозабвения, как поет в известной песне сам Шнуров.

– А в чем тогда проблема?

– Наши демократы не пытаются понять причины разгула. Учат в лоб: это хорошо, это плохо, делай так, не делай эдак. Это более или менее адекватный способ поведения с завоеванными народами.

Надо быть гибче и реалистичнее, проекту «Шнуров» нужно противопоставить не интеллигентские прописи, а то, что не отрицает отечественной  стихийности, легковерия, искренности.

Не просвещение и вкус ему противопоставлять, никто не хочет слушать учителей. Надо развивать коренные, уходящие в стихию формы культуры, но без обмана, эксплуатации  и превращения народа в быдло.

– Народу показывают Серова и Айвазовского, и люди часами стоят в очередях. То есть народ требует простого и понятного. Попсы – что в музыке, что в живописи.

– Уважаю обоих художников и не буду  педалировать, что первый – политический патриот, а другой – певец дворянства, а не критически мыслящий реалист.

Я против директоров музеев, которые в смычке с массмедиа устраивают психозы, почти как Шнуров, эксплуатируя доверчивость народа.

Зачем нужна выставка с посещаемостью миллион? Нужно вспомнить, чем гордиться? Ничего не имею против гордости великороссов, если она осмысленная. Но в ажиотаже вокруг этих выставок есть что-то от очереди  за бананами образца 1972 года. Тогда банан, выстоянный в огромной очереди,  казался пределом счастья. И это был обман. Вообще-то банан, на мой сегодняшний вкус, фрукт полукормовой.

Налицо искусственное создание ажиотажа. Может быть, музеи заработали много денег и сделали ремонт крыши? Они его и так могли бы сделать. В любом случае сборов от билетов на крышу вряд ли хватит.

Но дело не в этом. Забыты воспитательные, критические, серьезные цели. Главное – попасть в центр событий. Привезли  выставку шедевров из Ватикана. ТВ и музеи, лезя из кожи вон за шедеврами, воспитывают фетишизм: вы не можете туда  поехать – зато вот вам привезли.

– Что в этом плохого?

– Создается фетишистское отношение, идет работа  на ярмарку тщеславия. Выставкой из Ватикана мы подняли накал тщеславия в обществе: «Я своими глазами видел оригиналы, которые раньше были доступны только королям и папам».

Можно серьезно интересоваться классическим искусством и никуда не ездить. Советские специалисты не ездили  ни в какие Ватиканы и лучшие из них хорошо знали искусство, умные книги писали.

Сейчас каждая студентка по три раза была в Риме. Но не знает, зачем.

– Вывод: не показывать выставок?

– Почему же, показывать. Сопровождая вдумчивой просветительской работой хотя бы в тех масштабах, которые существовали еще при советской власти. Я ее не идеализирую, но ее просветительский дух был сильнее нынешнего, рекламного. Сегодня нужна в том числе и объяснительная антиреклама типа: а вот вам, может быть, лучше на Айвазовского пока не ходить, не такой простой художник, для продвинутых. Серов, Айвазовский вообще серьезные художники, и я бы не обманывал народ, что каждый должен во что бы то ни стало отщипнуть свой маленький кусочек от них. А то вот мы вам облаточку вложим в ротик, только приходите – получите культурную индульгенцию.

– Сейчас самый популярный российский писатель – Сергей Довлатов. Потому что просто и с иронией. То есть люди любят сочетание понятности и легкой оппозиционности. Так?

– Я Довлатова не читал из брезгливости, разве что полстранички. Довлатов – это талантливая бытовуха, его  сильно раскрутили в целях критики советского режима для тех, кто родился после падения этого режима.

– Откуда вы знаете, что Довлатова не надо читать, если не пробовали?

– Инстинктивно. Я еще «Дон Кихота» не  до конца прочитал. Я по происхождению советский человек. Довлатов писал полуправду про советских людей. Но недалекость и даже смекалистость советского человека меня как-то не интересуют.

– Популярность Александра Невзорова – из той же серии, что Шнуров и Довлатов?

– Красивый мужик все еще. После ТВ стал всадником, красивых лошадей разводил, красивый журнал издавал. Теперь он властитель дум. Но его радикальность ложная, вообще-то он самодовольный буржуй. Читаю его из мазохистских соображений. Как он все рвет и мечет. Но мне не кажется, что у него есть политические мысли, что он аналитик. Еще один скоморох.

– Сейчас наблюдается бум творческих встреч с писателями, журналистами, режиссерами, как в конце 1980-х. Это о чем говорит? Что люди ищут смыслы?

– Люди живут в Интернете в письменной форме, общаясь посредством сообщений, постов, на которые можно реагировать. Но только в письменной форме, не видя и не ощущая запаха другого человека. В вузах активно внедряется дистанционное обучение, но студенты ценят общение.

Может быть, и другие нуждаются вновь в общении с живыми людьми? На мои лекции приходит по 50 человек.  На непростые темы.

– На какие?

– Как различать в искусстве, что лучше, что хуже. У меня нет золотого ключика, не даю однозначных ответов, показывая, что все непросто. Никакого ликбеза и манной кашки. Стараюсь показать, как трудно выносить ответственные суждения по вопросам общественным и художественным. Люди слушают с интересом то, чего в Интернете нет. Там справки можно навести. Но Сеть  переполнена субъективными мнениями и  просто отсебятиной про все на свете. Там постоянно хвосты распускают: смотрите, какой я смелый и остроумный. Либо перепевают известные вещи.

Люди ищут людей, воспринимающих их всерьез. И ждут правдивой беседы. Почему было столько людей на встрече на выставке Шнурова? Потому что обычно они слышат про него либо придыхания, либо ругань. А надо его разбирать.

Что касается смыслов, то их ищут в других местах. Смыслы четко дает православие или «Эхо Москвы».  Этого сейчас полно – смыслов и антисмыслов. Слушателям нужен спокойный многосторонний разговор.

В той же  истории с Исаакиевским собором – только скандал и взаимные оскорбления.

– А что надо?

– Спокойный рассказ, что происходит. Отчего церковь хочет собор – только ли потому, что она такая скверная? Отчего общественность защищает собор – только ли оттого, что она такая глупая? Не видел продуманной, спокойной и внепартийной разъяснительной работы, что происходит на самом деле.

Возвращаясь к лекциям, не буду скрывать, что в спросе на них есть и другая причина.

– Какая?

– Наши более-менее обеспеченные слои нуждается в досуге, где соединяется  светское и образовательное начало. Вышел на лекцию – себя засветил и отразил поход в социальных сетях.

Многие падки до этого социально-театрального пространства. Все атрибуты театра присутствуют. В том числе поход в ресторан после лекции.

А молодежь – она чего хочет потреблять в культуре?

– Стремлюсь не различать, что нужно говорить детям и пенсионерам. Посоветую им потреблять одно и то же.

– Куда вообще катится российская культура?

– Нет ее, российской культуры. Она очень сильно расслоилась. Есть культура кафе на Петроградке, шалманов на Лиговке, ТРЦ в Купчине, «Питерлэнда» в Лахте, откуда можно сутками не вылезать. Там кино и музыка соединились «пироговым двориком».  Можно ли на это поднять руку? Хочется, но я не вижу политического выхода, как бороться с ТРЦ.

Культура в целом? Даже университетские преподаватели очень разные люди с очень разными ценностями.

Элита живет в своей элитарной культуре. Массы жрут культурную падаль, завернутую в красивые этикетки. Их пути разошлись навсегда, отражая расслоение, атомизацию  в обществе.

Какая элите разница, что там с массовой культурой  происходит и куда она катится? У нее есть деньги, чтобы проступать детей в престижные гимназии и западные колледжи, ну и хорошо.

– Куда все-таки катится масскульт?

– К воспроизведению глубокой национальной традиции – анархизма и карнавального революционизма.

Кроме сытой культуры есть еще и культура ожидания русского мятежа. Я не про поверхностные протестные движения, а про свои собственные интеллигентские желания: например, Эрнста выгнать на пенсию в 12 тысяч рублей и положить ему дешевый проездной.

Во мне пылает русский мятеж, чувствую безысходность, но не знаю, как сделать лучше, не сметая все в клочки.

– Готовите позитивную конструктивную программу?

– Надо о ней думать, искать честные, не скоморошьи формы культуры. Новая честность и новая искренность – вот что нам нужно.  Хотелось бы изобрести новую народную культуру, которая была бы и не узкоконфессиональная и не потреблятство. Культуру отечественную, не стерильную, но и не  развязную, как Шнуров с Невзоровым. Обращаясь к молодым людям, скажу: будь порядочным человеком, воспитывай свой вкус, развивай ум и не заботься особенно о ярлыках – какое сейчас время, постсоветское или  путинское. Не поддавайся ни брендам, ни дискурсам. Думай своей головой, слушай свое сердце. Вспомни, что еще не сделал важного в этой короткой жизни и надо ли  становиться в очередь на выставку, на лекцию.

Вадим Шувалов