Пять причин посмотреть выставку Модильяни и других

В Музее Фаберже открылась выставка 120 картин парижских (национальность не имеет значения) художников начала ХХ века из частного собрания Йонаса Неттера. «Город 812» нашел 5 причин, чтобы ее посмотреть.

 

Причина первая. Первая большая персоналия Модильяни в России состоялась 10 лет назад в Москве и до Петербурга не доехала. А тут десяток картин, в том числе два изображения Жанны Эбюртен, один под скромным названием «Портрет рыжеволосой девушки».

На фото портрет Жоан Эбютерн. 1918 Фото Лидия Верещагина

Портрет Жоан Эбютерн. 1918. Фото Лидия Верещагина

История романтичных отношений Моди и Жанны достойна Шекспира. Они познакомились на карнавале в марте 1917 года.  Эбюртен было 19, Модильяни – 34. Она училась в художественной школе и мечтала о карьере. Несмотря на протесты родителей и пристрастия Модильяни к спиртному и наркотикам, Жанна перебралась на Монпарнас, родила Модильяни дочь и покончила с собой на следующий день после смерти художника, будучи на 9-м месяце беременности.

 

Причина вторая. Личность владельца собрания  – Йонаса Неттера (1868–1946). О нем мало что известно. Несколько лет назад при подготовке первого показа его коллекции куратор Марк Рестеллини смог найти только одно недатированное фото.

Неттер был коммивояжером, продвигал известные торговые марки. В сорок с лишним заинтересовался современным искусством. По сведениям, больше похожим на легенду, в 1915 году зашел к префекту оформить какую-то бумагу, увидел картину Мориса Утрилло и заболел живописью.

Познакомился с  дилером Леопольдом Зборовским, при его помощи заключил эксклюзивный контракт с Модильяни. Неттер, платил художнику 300 франков в месяц и получал все, что тот создал за эти 30 дней: 10–15 произведений. В 1917 году ставка выросла до 500 франков, в 1919-м – до 1000.

После смерти Неттера его наследники долго не светились. Хотя известно, что в 2009 году на аукционах за 6,5 млн фунтов стерлингов была продана  картина Модильяни «Две девочки» и за 103 тысячи фунтов – картина Мориса Утрилло «Затерявшийся тупик».

Профессионалы арт-рынка спорят, что заставило наследников начать международный выставочный тур коллекции Неттера, не исключая варианта предпродажной подготовки.

 

Причина третья. Хороша подборка картин Хаима Сутина, фигуративного экспрессиониста. Его почти нет в российских собраниях, если не считать «Автопортрета», купленного 20 лет назад для Эрмитажа. Сейчас эта картина находится на гастролях в Москве, где открылась первая в России персоналия Сутина. До Петербурга она не доедет.

Причины загадочной  дружбы Сутина и Модильяни  давно интересуют  историков искусства.

Картина «Туша быка» была создана с натуры, по мясу,  купленному на бойне. Говорят, что Сутин работал долго и тщательно, амбре сильно раздражало его монпарнасских соседей.

«Автопортрет»  напрашивается на  сравнение с «Портретом Сутина» Модильяни. Первый – честен, второй – комплиментарен.

 

Причина четвертая. Надо посмотреть на картины Утрилло – вдохновителя Неттера. Это  пейзажи  лучшего «белого» периода художника  – «Церковная площадь в Монманьи» и «Ворота Сен-Мартен».

 

Причина пятая. Внимания достойны «Большие купальщицы»  Андре Дерена – образец чистого фовизма, сильно повлиявшего на все искусство ХХ века.

Вадим Шувалов