Ринальди в Ораниенбауме: трудности реставрации

Новый праздник придумали сотрудники дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум», входящего в ГМЗ «Петергоф». Это  День Ринальди, итальянского архитектора, 40 лет работавшего в России на трех самодержцев. Самые известные  здания Ринальди – Мраморный и Большой Гатчинский  дворцы. Но самые первые постройки находятся в Ораниенбауме.

 «Город 812» предложил Сергею Павлову, главному архитектору ГМЗ «Петергоф», провести для нас экскурсию по ринальдиевским местам Ораниенбаума, сделав акцент на реставрационные работы. Вот что из этого получилось.

 

Почет для потехи

Антонио Ринальди (около 1709–1794) приехал в Россию, имея опыт работы руководителем строительства огромного (1200 залов) королевского дворца в Казерте по проекту своего учителя Луиджи Ванвителли. Первый российский заказ – «Почетные ворота» в Ораниенбауме и малый дворец потешной крепости Петерштадт для Карла Петера Ульриха (он же великий князь Петр Федорович, он же будущий император Петр III), любителя детских кукол и военных парадов. В 1757 году ворота были сооружены, о чем свидетельствует датировка на флюгере.

Почетные ворота, которые открывались нечасто и только для вип-персон, – это изящная арка с двустворчатыми железными воротами, выполненными в 1752 году на Сестрорецком оружейном заводе, фонариком над аркой и венчающим конструкцию стройным шпилем с «яблоком» и флюгером.

 

Сергей Павлов. Почетные ворота – это своеобразный павильон, изящная игрушка, созданная мастером, работавшим на стыке барокко и классицизма, в плотной крепостной застройке. К счастью, ворота дошли до наших дней в подлинном виде. Сохранилась, хотя и потребовала реставрации, деревянная стропильная система – прекрасный образец плотницкой работы XVIII века. Нынешняя реставрация, которая заняла ровно год, освободила кирпичные стены ворот от цементных накрывок. В результате расчисток был найден и воссоздан ринальдиевский бледно-розовый цвет фасадов. Люнету с изображением рыцарских доспехов возвращен первоначальный черный цвет, воссозданы утраченные «розетки» на решетке ворот.

Чтобы попасть внутрь ворот, надо приставить лестницу к двери, находящейся на уровне бельэтажа. Оттуда небольшой марш ведет в фонарик. Поскольку ворота «Почетные», пускать посетителей внутрь не будем.

Деревянная крепость Петерштадт со всеми ее постройками была разобрана в самом конце XVIII века. Она находится в границах современного музейного ансамбля. Но воссоздавать крепость никто не собирается, да и юридически это громоздкая и долгая процедура. Иное дело, что археологи нашли фрагменты фортификационных сооружений, которые можно обозначить высадкой декоративных растений. Но в этом случае ландшафт давно сложившегося пейзажного парка изменится. Такое  решение требует серьезной научной аргументации.

 

Приемам время – катанию час

Идем по парку, переходим через речку Карасту  по Петровскому мосту и выходим на огромный узкий луг. Это то самое место, где находилась  Катальная горка. С него хорошо виден Павильон, построенный по проекту Ринальди в 1762–1774 годах. Сейчас он закрыт строительными лесами.

Сергей Павлов. Летняя «Гора для полетов», как она называлась в то время, была длиной более 530 метров и кроме скатов включала в себя павильон и прогулочную галерею с колоннадой. С верхних галерей гуляющие могли видеть впечатляющую перспективу, несущиеся с ошеломляющей скоростью тележки и великолепный сад с его лабиринтами, павильонами и беседками.

Представьте себе деревянное сооружение длинной в полкилометра. Механизмы горки придумал Андрей Нартов. Разгон тележки, напоминающей современные финские сани, начинался с площадки, которая была устроена на высоте 20 метров. Дама сидела на санках, кавалер должен был ехать стоя. И это была проверка на смелость и выдержку. Екатерина II любила развлекать гостей сильными впечатлениями. Но смысл был не только в катании, а и в Павильоне Катальной горки, Это было место для церемоний, торжественных обедов, дипломатических приемов и т.п, которые проводила Екатерина II в Ораниенбауме.

Изящный трехэтажный павильон, построенный как неотъемлемая часть горы, сохранился до нашего времени. Сами горы были разобраны в 1858–1861 годах.

Парадные комнаты располагаются на втором этаже – это Круглый зал, Белый и Фарфоровый кабинеты. Пол Круглого зала, как и полы вестибюля и Белого кабинета, облицованы стюком. В настоящее время Павильон – единственный в России и даже в Европе памятник архитектуры XVIII века, сохранивший отделку полов искусственным мрамором такого уровня и площади. Она была выполнена в середине 1760-х годов  итальянскими мастерами Альберто Джанни и Гаэтано Спинелли. Их вместе с технологиями привез в Россию Ринальди.

Искусственный мрамор (теплый на ощупь, в отличие от холодного натурального) не конденсирует на себе влагу. Что в нашем сыром, холодном и переменчивом климате особенно важно. И эта техника позволяет создавать сложнейшие высокохудожественные композиции, что и было с блеском исполнено.

Настоящей жемчужиной среди этих интерьеров можно назвать Фарфоровый или «Обезьяний» кабинет. На полочках-консолях с кронштейнами в виде фигурок диковинных для того времени обезьян и заморских птиц, располагались специально созданные в 1772–1775 годах на Мейсенском заводе сорок фарфоровых групп, в аллегорической форме прославляющих победу русского флота в Чесменском сражении в ходе русско-турецкой войны (1768–1774).

Во время войны Павильон Катальной горки сильно пострадал, погибла живопись на плафонах в парадных залах второго этажа. Реставрационные работы проводились на этом памятнике четыре раза – с 1950-х по 2007-е годы. Первая реставрация по проекту известного архитектора-реставратора Михаила Плотникова была сделана профессионально и впервые  открыла павильон для посетителей. Но тогда не удалось установить постоянный температурно-влажностный режим.

Последующие работы касались только фасадов, они часто останавливались из-за отсутствия финансирования и  по другим причинам.

В этом году началась комплексная реставрация Павильона Катальной горки, которая должна завершиться в 2021 году. Потребуются устройство инженерных систем и сетей, реставрация живописи, лепнины, позолоты, искусственного мрамора и деревянных конструкций. Сейчас идут расчистки и укрепление живописных и декоративных поверхностей, консолей в Фарфоровом кабинете, фасадные и кровельные работы. Решаются инженерные задачи.

Рядом с Павильоном сохранились фундаменты самой Катальной горки, но пока вопрос об их музеефикации не ставился. Сложившийся ландшафт невозможно изменить без серьезных эмоциональных потерь.

 

 

Игрушка возрастом 250 лет

От «катального луга» – два шага до того места, ради которого большинство людей приезжают в Ораниенбаум. Это Китайский дворец, построенный Ринальди в 1762–1768 годах. Кстати, КАД сделал дворцы и парки Ораниенбаума привлекательными для жителей Курортного района. А вот китайских туристов не интересует, как понимали их искусство европейцы в XVIII веке.

 

Сергей Павлов. Екатерина II строила себе игрушку в духе такого рафинированного рококо, совершенно не предполагая, что дворец должен простоять 250 лет. Китайский дворец задумывался как исключительно летний (он и сейчас работает только в теплый сезон), там не было никакого отопления. Уровень грунтовых вод изначально создавал труднопреодолимые проблемы. По этой причине еще в XVIII веке началась реставрация пола из искусственного мрамора. Его заменили на наборный паркет, сделанный русскими мастерами по тем же рисункам Ринальди.

Когда мы устанавливали правильный музейный температурно-влажностный режим в Китайском дворце, пришлось создать технологическое подполье высотой 80 сантиметров, решить проблемы гидроизоляции и вентиляции, установить систему датчиков, позволяющую получать мгновенную информацию о малейших изменениях климатических параметров.

Живописные плафоны Китайского дворца, а это мастерская Венецианской академии, также страдали от конденсата. Нашими предшественниками, а именно мастерами под руководством ленинградского реставратора Рудольфа Петровича Саусена, были придуманы конструкции, которые позволяют крепить подрамник с живописью плафона с отступом 3–4 см от потолка. Снизу этот зазор практически незаметен, а он позволяет циркулировать воздуху и защищает живопись от сырости.

В Китайском дворце всего 17 парадных помещений. На сегодня полностью отреставрированы 10. Осталось семь – это западная половина или половина Екатерины II – Штукатурный покой, Малый китайский кабинет, Большой китайский кабинет, Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная, Кабинет Екатерины II.

В Штукатурном покое завершена реставрация плафона «Орфей, встречающий Солнце» кисти итальянского живописца Франческо Цуньо, выполнены консервационные работы по всему лепному декору интерьера, проводится реставрация уникальных паркетных щитов XVIII века. В Малом китайском кабинете по завершении реставрации по декоративной отделке падуг потолка приступили к работам по реставрации плафона «Фортификация» художника Гаспаре Дициани и к очистке от загрязнений расписного шелка.

 Сейчас мастера также работают над реставрацией паркета в двух «пусковых объектах» 2020 года) – Штукатурной и Малом китайском кабинете. Они вынимают каждый «набор» дерева, удаляют уже не держащий его  столярный клей, а затем возвращают с новым клеем на историческое место.

Полностью реставрация Китайского дворца должна завершиться в 2023 году.

 

Сергей Павлов.  Принципы, которых мы придерживаемся в работах по сохранению объектов культурного наследия в границах заповедника, – это приоритет подлинности. Необходимо, на наш взгляд, сохранять весь временной пирог, в разных пропорциях, опираясь на весь корпус исследовательских работ. Мы в принципе отказываемся от приема «реставрация на энный период», признавая по-своему ценным каждый временной отрезок бытования памятника.

Вадим Шувалов