Священное право на труд. Где священнику подработать можно, а где нельзя

В Петербургской епархии обсуждают проект документа, запрещающий священнослужителям совмещать службу в церкви с другими профессиями. В список запретных попали профессии врача, спортсмена, егеря, адвоката, полицейского и пр. Зачем это нужно и где на самом деле подрабатывают священники? – выяснял «Город 812».

 

В Смольный – нельзя, в ЗакС – можно

 

Документ под названием «Профессии, совместимые и несовместимые со священством» создали в Московском патриархате. В нем подробно описывается, чем может заниматься клирик помимо основной работы в церкви, а чем – нет. Составлен список профессий, не рекомендованных для священников.

В запретном списке более двух десятков профессий. В первую очередь – все потенциально «кровопролитные»: врач, медработник, военнослужащий, полицейский, охранник, ветеринар, егерь, мясник и прочие. Так как духовным лицам, согласно древним канонам, не дозволяется проливать кровь, даже животных.

Священнику нельзя трудиться в учреждениях, «сомнительных с моральной точки зрения»:  в казино, барах, ночных клубах и т.д.

Священнику нельзя быть чиновником. «Во избежание смешения церковных и государственных дел… каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления», – говорится в документе.

Насчет законодательной власти у РПЦ жестких правил нет. Формально, клирикам запрещено состоять в политических партиях и вообще участвовать в выборах. Но  если «избрание иерархов… вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным» –  тогда, по специальному разрешению РПЦ,  священнику можно в депутаты баллотироваться.

Больше всего места в документе (две страницы из шести) уделяется вопросам бизнеса. Могут ли духовные лица заниматься предпринимательством, и если да – то каким? Однозначного ответа в документе нет.

С одной стороны, «клирикам запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым и подобным», – говорится в документе. С другой стороны, «каноны осуждают не само предпринимательство как таковое, а совмещение… с духовным служением клирика в ущерб последнему». Что, видимо, означает: если батюшка успевает и кадилом махать, и финансовые потоки контролировать, то можно. В разъяснении Московского патриархата написано, что владеть «непредосудительным бизнесом» священник может, но рекомендуется передать его «светскому лицу в доверительное управление». Разрешено также сдавать имущество в аренду и торговать «изделиями собственных рук».

При этом в документе подчеркивается, что участие в «хозяйственной деятельности» самой РПЦ для «клириков является прямой обязанностью».

Среди других профессий, попавших под запрет, – актер, певец, танцор, профессиональный спортсмен и адвокат.

 

Массажист вызовет соблазн

 

У петербургских священников пока единого отношения к документу нет.  Среди действующих служителей церкви сегодня есть и врачи, и певцы, и бизнесмены. Если документ примут, еще неизвестно, которую из двух «несовместимых» специальностей – светскую или духовную – они выберут.

Волнуют священнослужителей ограничения в бизнесе. Во время обсуждения в Петербургской епархии один из них – протодиакон Константин Маркович – предложил снять документ с обсуждения, чтобы переписать главу, касающуюся  запрета на предпринимательскую деятельность.

«Священники за пределами крупных мегаполисов получают очень скромную зарплату (священники – около 25 тыс. руб., диаконы – 10 тыс. руб.)… Духовенство – одна из самых низкооплачиваемых профессиональных категорий. Священник, который пытается честно обеспечить свою семью, является нравственным человеком, а ни в коем случае не сребролюбцем», – приводит слова протодиакона сайт Петербургской митрополии.

Его поддержали другие священники, считающие, что подобные запретительные документы в принципе не соответствуют духу Православной церкви.

Многие клирики  не согласны с запретом на медицинскую деятельность. В городе есть успешные врачи, имеющие сан. Самый известный из них – отец Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук и практикующий лор-хирург. Он, кстати, делал операцию предыдущему петербургскому митрополиту – Владимиру.

Один из главных доводов сторонников документа – он помогает противостоять соблазнам. По мнению настоятеля храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиерея Георгия Иоффе, документ обозначает некие «ограничительные планки для неподобающих священнослужителю занятий».

 

Когда отец Фотий Мочалов (победитель шоу «Голос») поет любовные итальянские арии, у меня возникают вопросы не только к нему, но и к его покровителям.

 

– Само совмещение священства с работой по светской специальности ничего предосудительного не имеет. Но есть профессии, которые могут вызывать соблазн у прихожан: например, бармен, биржевой брокер, массажист. Их трудно, а то и вовсе невозможно сочетать со служением, – говорит он.

По его словам, он знал одного священнослужителя-массажиста, но тот не смог остаться в РПЦ и ушел в раскол.

Диакон Владимир Василик объяснил, почему священник не может выступать на сцене и сниматься в кино.

– Потому что в актере человек не является самим собой. Он вынужден исполнять роли не только положительных, но и отрицательных героев и совершать поступки,  не совместимые с  достоинством священнослужителя и с духовной жизнью. Так же, как танцоры и певцы, если им приходится исполнять произведения легкомысленного и соблазнительного содержания. Когда отец Фотий Мочалов (победитель шоу «Голос». – Ред.) поет любовные итальянские арии, у меня возникают вопросы не только к нему, но и к его покровителям, – говорит диакон Василик.

Он уверен, что документ полезный. Помимо службы в церкви, сам отец Владимир зарабатывает тем, что учит студентов в СПбГУ.

Даже в Петербурге церковной зарплаты на жизнь не хватает, поэтому священнослужители вынуждены искать приработок на стороне.

По словам отца Георгия Иоффе, говорить о средней по городу или средней «по отрасли» зарплате священников нельзя.

– Зарплата клирика напрямую зависит от доходов храма, где он служит. Она складывается из денег, которые бросают в кружку, и пожертвований за те или иные требы. Я служил раньше в большом храме, где было порядка тысячи постоянных прихожан, сейчас – в маленьком больничном, где в среднем на воскресной службе присутствуют 20–30 человек. В большом храме была гарантированная зарплата, сейчас всё зависит от возможностей наших прихожан, – говорит отец Георгий,  совмещающий работу в церкви с преподаванием в Духовной академии.

Где еще подрабатывают священники? В Петербурге чаще всего они трудятся преподавателями в вузах. Некоторые трудоустроены в НИИ, молодые батюшки подрабатывают частным извозом, делают ремонты квартир, даже работают на телевидении.

 

«РПЦ хочет священников превратить в крепостных»

 

По мнению епископа Петроградского и Гдовского Российской православной автономной церкви Григория Лурье, РПЦ не случайно именно сейчас выпустила документ о профессиях.

– Накопилась критическая масса негативных высказываний о самой РПЦ со стороны ее членов. В основном ее критикуют священники, имеющие источники дохода помимо заработка в РПЦ. Клирики, которые успешны на светской работе, обычно проявляют большую независимость. Иногда  они публично, и тем более не публично, критикуют священноначалие. Такие могут легко уйти из церкви, уйти в раскол, и в Москве таких примеров уже много. Этих людей РПЦ опасается. Цель документа  – ограничить в правах на независимый заработок своих клириков. Чтобы сделать церковь более монолитной, они стараются священников превратить в крепостных.  Священник  зависим от архиерея. В какой храм архиерей его поставит, столько он и получит. Поставит на бедный приход – получит мало. Ну, может, на каких-то требах подработает, но только не у себя, а если кто-нибудь его на свой богатый приход пустит. Священники РПЦ в среднем получают больше, чем жители того же региона. То есть если сравнивать среднюю зарплату в конкретном регионе с доходами священников, то у последних они выше. Духовенство РПЦ превратилось сегодня в паразитическое сословие, которое нанимается к епископу, как к феодалу, а тот отдает в кормление какой-то приход, который можно «стричь».  Такие священники – бесправны. Они ругают начальство, особенно когда выпьют,  но никогда ничего не скажут публично. Потому что боятся, что их сдвинут с приходов, где они зарабатывают. Для них это будет не просто отказ от приятных условий жизни, но и риск бедности для их семьи и детей, которых нужно кормить, – говорит епископ Григорий.

Спорный документ сейчас обсуждается в епархиях.  Мнения клириков будут направлены в комиссию Межсоборного присутствия, занимающуюся вопросами церковного управления РПЦ. Потом документ рассмотрит Священный Синод, затем – Архиерейский Собор.

Некоторые епархии, например Вятская и Слободская, уже направили в Московскую патриархию рекомендацию – отклонить документ. Петербургская епархия пока не выразила своего отношения.

Елена РОТКЕВИЧ


Теги: