Три причины посмотреть на «Настоящий Ленфильм»

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка Самоэля (Элика) Кацева «Настоящий Ленфильм». «Город 812» нашел три причины, чтобы непременно посетить ее.

 

Причина первая. Это хорошие черно-белые снимки, которые сделаны мастером, ушедшим 15 лет назад. Фотографом очень известным в узких кругах киношников со стажем. Теперь благодаря дару семьи Кацева полторы тысячи снимков – винтажей, контролек, негативов, слайдов – стали общим культурным достоянием.

Можно ничего не знать про Ленфильм, про первую должность Кацева там – комсорг такелажников. Про его второй столь же ответственный пост – и.о. ассистента оператора (двигай тележку с камерой, но помни про свои птичьи права). Потом Кацев – фотограф-художник на кинокартинах. Но Кацев знаменит не своими служебными обязанностями – портретами, сделанными для себя:  ветерана Леонида Оболенского, шестидесятника Евгения Стеблова, балетной звезды  Владимира Васильева, кинооператора Дмитрия Долинина.

 

Причина вторая. Выставка – повод задуматься о том, что остается от каждого времени. Кто сейчас, кроме отпетых кинофанатов, помнит большинство ленфильмовских картин 1970–1980-х годов. Разве, что ленты про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Но когда в одном кацевском кейсе встречаются Евгений Леонов, Олег Борисов, Алексей Петренко, Светлана Крючкова, Валентина Талызина, Владислав Стржельчик, то надо быть совсем темным, чтобы не знать хотя бы одного.

По версии Кацева, Елена Коренева в роли Анны Ярославны –королевы Франции, похожа на Жанну д’Арк, а Армен Джигарханян совсем не похож на митрополита Феопемпта.

Из уникального на выставке показана фотография Владимира Высоцкого, сделанная Кацевым в 1967 году  во время съемок «Интервенции». Высоцкий в рубище на фоне революционного лозунга: «Здесь сидел Мишель Воронов, его выдал Евгений Ксидиас, сын банкирши…» Этот эпизод в кинокартину не попал.

Актеры пережили фильмы, в которых снимались, а фотографии Кацева пережили  актеров.

 

Причина третья. Если  всмотреться в происходящее на снимках Кацева, сделанных во время съемок, то видно, как люди эпохи застоя трудятся не за страх, а за совесть.

На выставке есть несколько ироничных автопортретов Элика – то в богатой раме от картин, то поедающего яблоки вместе с Василием Ливановым.  Ирония оказалось горькой: с приходом капитализма Кацев покинул Ленфильм и последние годы трудился в магазине по проявке пленок и печати фотографий.

Вадим Шувалов