В Петербурге поставили двух хирургов, трех конструкторов, одного Бродского

Не очень много теперь ставят в Петербурге новых памятников – за год поставили всего 14. Есть банальные, есть странные, но есть и неплохие.

Персоналии

Довольно редкий случай, когда нет сомнений в том, что люди, удостоившиеся персональных памятников, этого достойны. Два известных хирурга, художник, три конструктора (при жизни, естественно, секретных), поэт – лауреат Нобелевской премии, космонавт. Я специально это обстоятельство отмечаю, потому что так бывает далеко не всегда.

Несколько чисто искусствоведческих замечаний. Если брать бюсты, то в этом разделе есть работы совершенно стандартные – объекты без свойств, эстетически нулевые знаки-указатели (С.П. Королев, С.П. Изотов и установленный недалеко от него бюст В.Я. Климова), но заметно и движение скульпторов от стандарта, от знака-указателя к поиску большей и индивидуальной выразительности.

 

Тут я бы отметил прежде всего бюст (погрудный портрет) космонавта Крикалева, созданный Алексеем Архиповым. Аллея Дважды Героев, все параметры давно заданы, лепить можно, что называется, с закрытыми глазами… Однако скульптору удалось поддержать традицию, заложенную здесь же, на этой Аллее, сугубо индивидуальным памятником Г.С. Улановой (1984) работы Михаила Аникушина с точно найденным романтическим жестом.

Архипов нашел одну деталь и зацепился за нее – он сделал утрированно длинную шею, почти как на картинах Модильяни. И голова на длинной и потому кажущейся хрупкой шее, как бы вырывающаяся из обруча скафандра (космонавт изображен в скафандре), сразу задала нужные значения. Физически беззащитный человек – и враждебное ему безжизненное пространство Космоса, в которое человек проникает, несмотря на все опасности.

Извернулся Архипов и с академиком-кораблестроителем В.М. Пашиным (1937–2012), который возглавлял ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова (1990–2012): на стеле установил горельеф, выполненный в технике выколотки. Правда, выглядит все это оборудование не по чину грандиозно и явно избыточно: стена с надписью, горельеф в полный рост, гребной винт на наклонном постаменте… Целый мемориал. Создателям объекта явно изменило чувство меры. Что уж тогда можно было бы наворотить на площади академика Сахарова или на улице академика Курчатова?

Ансамбль "Слава Российскому флоту"

Ансамбль “Слава Российскому флоту”

Еще одно отклонение от стандарта – бюст Баирова. Детская больница № 2 святой Марии Магдалины была одной из его клинических баз с 1949-го по 1994 год. Рядом с постаментом установлена информационная доска: «Основоположник уникальной школы детской хирургии Баиров Гирей Алиевич. Профессор, доктор медицинских наук, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, лауреат Государственной премии СССР. Главный детский хирург Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1922–1999 гг.». При таких параметрах можно было ожидать стандартного бюста «в инфинитиве», но скульптор все же ушел от этого: голова смотрит не так, как на фотографии на доску почета, а влево вниз. Может быть, на ребенка.

Кстати, жаль, что внутреннее пространство детской больницы, где установлен бюст Баирова, является закрытым. Тут есть на что посмотреть: фонтан «Мальчик с рыбой», «Девочка, читающая книгу» (авторы неизвестны), мраморные путти (4), забавные фигурки Доктора Айболита и зверей…

Что касается бюстов «в инфинитиве», то С.П. Королев в комментариях не нуждается. Сергей Петрович Изотов (1917–1983) был конструктором двигателей авиационных, ракетных и танковых, генеральным конструктором (1981–1983) Ленинградского НПО им. В.Я. Климова, лауреатом Сталинской (1949), Государственной (1971) и Ленинской (1976) премий, Героем социалистического труда (1969). Рядом с бюстом Изотова на закрытой территории Объединенной двигателестроительной корпорации «Климов» установлен и бюст самого Владимира Яковлевича Климова (1892–1962), еще более знаменитого конструктора авиационных двигателей. Это один из столпов советского ВПК.

Федору Углову поставлен памятник в виде двухфигурной композиции: слева – хирург, справа – его пациентка, размещенная на красиво задрапированном ложе. Понятно, что скульптор старался выйти на какое-то обобщение, но в итоге скатился к претенциозности, к пафосу. При этом если правой рукой хирург касается пациентки, то его левая рука выставлена куда-то вперед в указующем жесте, и это, скорее всего, жест Христа: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, [взял постель свою] и пошел в дом свой» (Матф.9: 6–7).

Хирург Углов неявно сопоставлен с Христом.

То есть хирург словно говорит больной: хватит лежать, иди давай! Он ее не лечит, он ее чудесным образом исцеляет – и именно это и визуализирует памятник. При этом, хотя изображена практически жанровая сценка, лица и врача и пациентки застыли и не выражают ничего.

Памятник художнику Мыльникову получился романтически-пафосным.

В общем, тут уже не хирургия, а чудотворение, а Углов неявно сопоставлен с Христом. И это неудивительно, поскольку создание памятника находилось на личном контроле губернатора Петербурга, а об ускорении всего процесса попросил тогда еще архимандрит Тихон (Шевкунов). Об этом еще в 2014 году сообщил внук Углова, М.В. Сильников, с 2012 г. директор Института военно-технического обучения и безопасности СПб политехнического университета им. Петра Великого.

Романтически-пафосным получился памятник художнику А.А. Мыльникову: классическая постановка ног (правая опорная, левая выставлена вперед – см. памятник А.С. Пушкину на пл. Искусств), в правой руке кисти, голова повернута вправо, взгляд обращен в неведомую даль (как утверждают психологи, если человек во время разговора смотрит вверх вправо, значит, он фантазирует, конструирует визуальный образ), левая рука застыла в каком-то промежуточном положении – по-видимому, автор так и не придумал, что с ней делать.

 

Бродский без подписи

Особое место среди персоналий занимает композиция «Иосиф Бродский» – интересная концептуальная работа, протоформой которой является герма – четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (откуда название), затем других богов. Бродский как бог – такова, очевидно, концепция. А гранитный объем, на котором непропорционально маленькая голова покоится, – символ тоталитарного монолита.

Об этом объекте я писал три года назад. Он был сделан в рамках скульптурного симпозиума, а суть проблемы заключалась в том, что эта работа осталась без места. 30 сентября 2014 года скульптор Ротанов написал губернатору письмо, просил содействия в установке. Но ответа не последовало. Вскоре, вручая Ротанову орден, губернатор сказал, что до него письмо не дошло.

Композиция Иосиф Бродский

Композиция Иосиф Бродский. Не памятник, а элемент благоустройства.

Действительно, письмо губернатору почему-то улетело снова в КГА, откуда Ротанов ранее уже  получил отказ. На том циркуляция письма закончилась.

Сначала Ротанов присмотрел место для «Иосифа Бродского» возле здания бывшего кинотеатра «Прибой», где сейчас находится Центр современных искусств (В.О., Средний пр., 93). Но, как сказал скульптор, тут уже наотрез отказала Юлия Киселева, бывший председатель КГА, ныне глава администрации Василеостровского района. В итоге место на набережной Смоленки выхлопотала Лариса Канунникова (сейчас зампред КГА), договорившись со своей бывшей начальницей Киселевой. Причем композиция установлена не как памятник (потому надпись на постаменте пришлось срезать), а как декоративный элемент благоустройства. Нелюбовь к обобщенным формам у начальников продолжает сохраняться.

 

В память о деятелях

Последней упомяну стелу «В память о государственных и партийных деятелях», расстрелянных по «Ленинградскому делу» 1 октября 1950 г. За всех не скажу, но биографиями некоторых из них, активных деятелей сталинской эпохи, я занимался детально. В частности, про А.А. Кузнецова (1905–1950), который был первым секретарем Дзержинского райкома ВКП(б) Ленинграда (до августа 1937), вторым секретарем Ленинградского горкома ВКП(б) (1937–1945), наконец, секретарем ЦК ВКП(б) (1946–1949), могу сказать определенно: в 1936–1937 гг. он как глава Дзержинского райкома руководил репрессиями в отношении членов Союза писателей и других творческих союзов тоже.

Конечно, лично никого не расстрелял, но и в стороне не остался, иначе бы с августа 1937 г. не был повышен в должности. Поэтому к такому памятному знаку, да еще на Левашовском кладбище, я отношусь неоднозначно.

 

Кошки, собаки, стрелки и полярники

  Представляю, что во внутреннем дворе дома на ул. Композиторов кто-то решил посадить на металлический стул фигуру кошки как символ домашнего уюта. Но просто кошка явно не катит. Пришлось кошке выдать лицензию: назвать ее символом блокадных кошек. А это уже совершенно другое дело.

Выдумщик, возможно, не знал, что в блокадном городе ели человечину, а уж кошек и собак съели подчистую. Вот свидетельства очевидцев, относящиеся к 1942 г.: «Квартира лучшего знатока Некрасова профессора М. <В.Е. Евгеньева-Максимова>. В комнате труп собаки, любимицы детей. Жена профессора вызывает меня в коридор и спрашивает: “А что если мы съедим Рикки, не опасен ли трупный яд? Детям можно сказать, что это конина”. Я не удивляюсь. На рынке уже давно установились определенные цены на собак и кошек. В городе участились случаи людоедства. Жена директора Эрмитажа, академика Орбели, счастлива, что достала несколько луковиц: у мужа цинга, и он уже несколько недель прикован к постели» (Алов Ростислав <Александров Р.Н.>. Что мы пережили в стране Сталина).

В память о кошках блокадного Ленинграда

В память о кошках блокадного Ленинграда

Вот куски из писем ленинградцев, конфискованных военной цензурой в 1941 г.: «Хлеба дают 125 грамм в день. Здесь такой голод, что не знаю, переживем или нет. Едим даже кошек и собак».

«Уже пухну от голода и наверное скоро умру. У нас в квартире лежат все опухшие и несколько человек умерло. Народ падает на улице. Едят кошек и собак» (Совершенно секретное сообщение УНКВД по Ленинградской области и городу Ленинграду от 3 декабря 1941 г. // Ломагин Н. В тисках голода: Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб и НКВД. СПб., 2000).

Впрочем, может быть, создатель памятного знака имел в виду именно съеденных во время блокады кошек? Тогда объект оказывается совсем уж оригинальным.

Что же касается памятника военным дрессировщикам и служебным собакам, то с художественной точки зрения памятник лишен какой-либо ценности, это простой знак-указатель, хотя есть у этого объекта и очевидная новизна: если раньше рядом с собакой на памятниках (а таких немало) неизменно оказывался мужчина, то здесь проведена феминистская работа над ошибками мужского шовинизма, и вместо мужчины возле собаки – девушка.

В первом варианте девушка была похожа на Барби

Рассматривая в марте 2015 года первоначальный эскиз памятника, художественная секция Градостроительного совета потребовала сделать девушку строже, не похожей на куклу Барби. Теперь девушка с длинным щупом в правой руке имеет лицо нахмуренное и скорбное, на переносице обозначены две глубокие складки, хотя талия и 90–60–90 все равно выдают генезис. К тому же девушка-сапер в мужском ватнике и сапогах оказалась явной вариацией «Девушки с веслом» Ивана Шадра, что выглядит и вовсе пародийно. Но это отвечает требованиям современной массовой культуры, следствием которых в современном российском кино в ролях разведчиц, диверсанток, саперов, снайперов и летчиц снимают исключительно сексапильных красоток.

По какой причине и зачем был поставлен памятный знак латышским стрелкам, я не знаю. Могу только восстановить политический контекст: еще до установки этого объекта была демонтирована мемориальная доска Маннергейму, а ровно за два дня до установки объекта, 12 ноября 2016 г., была открыта мемориальная доска одному из лидеров Белого движения адмиралу Колчаку. Возможно, латышские стрелки, использовавшиеся для подавления антибольшевистских восстаний, – это чей-то полемический выпад в мемориальной полемике.

А зачем появился памятник полярникам, напоминающий не памятник, а инсталляцию из Музея Арктики и Антарктики, я даже затрудняюсь вообразить. Вероятно, в профильном НИИ просто решили: все чего-то ставят, а мы что – хуже? И им налепили «уголок Арктики»…

Михаил Золотоносов

Фото Лидии Верещагиной

 

Памятники и памятные знаки, установленные в Петербурге с сентября 2016-го по октябрь 2017 года

 

  1. Композиция «В память о кошках блокадного Ленинграда». Открыта 27 сентября 2016 г. Установлена во дворе д. 4 по ул. Композиторов. Студия художественного литья «АСС».
  2. Памятник хирургу Ф.Г. Углову. Открыт 7 октября 2016 г. Установлен на пересечении ул. Рентгена и Льва Толстого. Скульптор Анатолий Дёма. Бронза, гранит. На лицевой стороне постамента выбита надпись: «“Труд врача – в высшей степени гуманен и благороден”. Федор Углов». На тыльной стороне постамента надпись: «Деду от внука <М.В. Сильникова>».
  3. Фонтан «Ретвизан». Открыт в октябре 2016 г., установлен в сквере на пересечении Среднеохтинского пр. и Большой Пороховской ул. перед стационарным туалетом. Украшен скульптурным изображением корабля, который был захвачен в 1790 г. во время русско-шведской войны.
  4. Памятник художнику А.А. Мыльникову. Открыт 11 ноября 2016 г. Установлен в сквере у д. 1/8 по Мичуринской ул. Скульптор Валентин Свешников, архитектор Феликс Романовский (1939–2016). Бронза, гранит. На лицевой стороне постамента надпись: «Художнику Андрею Андреевичу Мыльникову».
  5. Памятный знак латышским стрелкам. Открыт 14 ноября 2016 г. Установлен во дворе д. 15 по ул. Латышских Стрелков. Автор Артур Маргарян. На лицевом фасаде обелиска надпись: «Латышским стрелкам 1914–1918». Внизу на постаменте информационная табличка: «Памятник установлен за счет средств ПАО “ГИТ” в честь ознаменование (так! – М.З.) улицы “Латышских Стрелков”. Автор Маргарян Артур Арамаисович. 2016 г.».
  6. Ансамбль «Слава Российскому флоту». Открыт в 2016 г. Установлен на пл. Академика Пашина (рядом с ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Московское шоссе, 44). Скульптор Алексей Архипов. В составе ансамбля памятная стела «Площадь академика Пашина» с горельефом В.М. Пашина в полный рост (выколотка) и шрифтовой композицией; гребной винт; два якоря.
  7. Композиция «Иосиф Бродский» (2014). Установлена в конце декабря 2016 г. на наб. р. Смоленки рядом с домом № 29 по улице Одоевского. Скульптор Евгений Ротанов. Гранит.
  8. Бюст конструктора С.П. Королева. Открыт 10 апреля 2017 г. Установлен перед зданием Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва Приморского района (пр. Королева, 23). Скульптор Сергей Олешня. На лицевой стороне информационная доска с надписью: «Королев Сергей Павлович. 1907–1966. Основоположник практической космонавтики. Главный конструктор ракетно-космической техники <…>». Информационные доски укреплены также на остальных гранях четырехгранного постамента, на одной из них надпись: «Дар от автора проекта “Аллея Российской Славы” М.Л. Сердюкова и Всероссийского государственного университета юстиции».
  9. Бюст хирурга Г.А. Баирова. Открыт 11 мая 2017 г. Установлен на территории детской больницы № 2 (В.О., 2-я линия, 47). Скульптор Максим Лапачугин. На лицевой стороне постамента надпись (накладными буквами): «Учителю». Рядом с постаментом информационная доска.
  10.  Памятник «Военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта». Открыт 12 мая 2017 г. Установлен в парке Сосновка (в створе ул. Байкова). Скульптор Александр Чернощеков, архитектор Владимир Цехомский. На тыльной стороне постамента выбита надпись: «Памятник установлен фондом “Вечность” при содействии: ООО “ИТЦ”, Темирканова Ю.Х., Темирканова В.Ю., Ивановой Т.М., Чернощекова Г.З., Титовой Т.Н.».
  1. Бюст космонавта С.К. Крикалева. Открыт 20 мая 2017 г. Установлен на Аллее Дважды Героев в Московском парке Победы. Скульптор Алексей Архипов, архитектор Феликс Романовский (1939–2016). Бронза, гранит. На лицевой стороне постамента информационная доска с надписью: «Летчик-космонавт Крикалев Сергей Константинович. Герой Советского Союза <…>. Герой Российской Федерации».
  2. Бюст конструктора С.П. Изотова. Открыт 29 июня 2017 г. Установлен на территории АО «ОДК-Климов» (ул. Акад. Харитона, 8). Скульптор Евгений Бурков. Бронза, гранит. Здесь же установлен бюст конструктора В.Я. Климова. Первоначально был открыт 23 июля 1992 г. во дворе дома 69 по Б. Сампсониевскому пр. Скульптор Борис Рогачев. В 2014 г. перенесен на ул. Акад. Харитона, 8. 23 октября 2017 г. был установлен новый бюст В.Я.Климова работы Евгения Буркова.
  1. Памятник всем полярникам. Открыт 9 сентября 2017 г. Установлен на пересечении улиц Наличной и Беринга перед зданием Арктического и антарктического НИИ. Скульпторы Борис Сергеев и Ольга Панкратова, художник Василий Сухов. Бронза, гранит. На отдельно стоящей стеле надпись: «Тем, кто шел первым, Тем, кто идет сейчас, Тем, кому еще предстоит пройти…» В составе композиции: фигура полярника, фигуры двух собак, нарты с поклажей.
  2. Стела «В память о государственных и партийных деятелях. Расстреляны по “Ленинградскому делу” 1 октября 1950 г.». Открыта 1 октября 2017 г. Установлена на Левашовском мемориальном кладбище. На лицевом фасаде выбиты шесть фамилий: Н.А. Вознесенский, Я.Ф. Капустин, А.А. Кузнецов, П.Г. Лазутин, П.С. Попков, М.И. Родионов.