Воспитание патриотизма зубным порошком и одеколоном

На официальном портале Администрации Петербурга в рубрике «Юнармия» опубликовано пособие по патриотическому воспитанию. «Город 812» изучил тезисы строителей патриотизма.

Списано с СССР

 На официальном сайте Смольного в разделе Комитета по молодежной политике недавно опубликовано пособие под названием «Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического)  воспитания». Автор – доктор философских наук  В.И. Лутовинов, под редакцией доктора политических наук Н.В. Стаськова. Издано в 2018 году.

В методичке 112 страниц. В ней разъясняются «концептуальные основы» правильного воспитания любви к Родине. «Город 812» вчитался в методрекомендации. Кажется, будто они списаны с учебников по НВП (кто не помнит – начальной военной подготовке) 1940–1960 годов. Причем автор пособия так спешил, что не успел заменить в тексте устаревшие понятия на современные. В результате в  руководстве по воспитанию патриотизма  предлагается использовать мегафоны (средства связи), керогазы (нагревательные приборы на керосине), одеколон, зубной порошок и другие вещи, кажущиеся нелепыми в современной жизни. Но, может, так и было задумано –  возвращение к корням?

 

Корни духовных ценностей

 Приводим цитаты из методички по военно-патриотическому воспитанию (ВПВ), с сокращениями.

«В настоящее время уровень и эффективность патриотического (военно-патриотического воспитания) не соответствует сложной военно-политической обстановке. Главные угрозы и вызовы национальной и военной безопасности России исходят от США, НАТО, ЕС и ряда государств и радикальных исламских движений и организаций.

Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура, традиции, лучшие нравственные силы нашего народа представляют собой многовековые корни духовных ценностей, возвышаемых и отстаиваемых Русской Православной Церковью, являющихся стержнем общественного бытия, воинской деятельности и боевого духа армии и флота.

С началом так называемой «перестройки»… в ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании, система ВПВ была дискредитирована и разрушена. Так называемый “современный” патриотизм максимально вытесняет необходимость защиты Отечества перед лицом  реальных военных и иных угроз, которые направлены против национальных интересов и безопасности Российской Федерации. Осмыслить защиту Отечества как долг и обязанность каждого гражданина можно методом сопоставления с ее антиподом – так называемой «свободой», вознесенной в 90-е годы прошлого столетия на уровень высшей ценности и возвеличиваемой наряду и в связи с пресловутыми “правами человека”.

Высшим проявлением духовности всегда являлось… служение Отечеству с оружием в руках. Высший патриотизм – это самоотверженная борьба с врагами Отечества. Борьба эта, как показывают события последнего времени, отнюдь не закончилась, В настоящее время актуальность и востребованность ВПВ значительно возросли. Во-первых, вследствие резко обострившейся военно-политической обстановки в мире и вокруг России, возможности возникновения вооруженных конфликтов с ее участием, особенно на юго-западном стратегическом направлении в связи с событиями на Украине. Во-вторых, значительное ослабление после развала СССР уровня военной безопасности.

При планировании мероприятий важно использовать бесценный опыт, накопленный в этой сфере, и богатейшие традиции, созданные еще в предвоенные годы», – разъясняет идеологическую базу доктор наук Лутовинов.

Во времена СССР играли в “Зарницу”

 

Об агитации и пропаганде

 

«Основным объектом ВПВ», по мнению авторов пособия, являются дети «дошкольного и особенно школьного возраста, с 7 лет». Но и взрослых тоже надо учить патриотизму. Для этого рекомендуется создавать региональные «центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе».

В работе следует использовать наглядную агитацию. Потому что «агитация и пропаганда существуют неразрывно, выступают двумя важнейшими составляющими воспитательной, в т.ч. патриотической и военно-патриотической работы». Агитация должна быть крупной.

Рекламные щиты размером 4х2 метра (для фасадов, заборов), стенды 1х1,5 метра, плакаты разного размера в зависимости от содержания. Например, портреты полководцев Руси и Российской империи – 600х800 мм, портреты героев Российской Федерации – 900х700 мм.

Для закрепления теоретических знаний подростков нужно отправлять на учебные сборы и в ОСОЛы – оборонно-спортивные оздоровительные лагеря. В полевых условиях дети освоят способы передвижения солдат в бою, ТТХ АК-74, строевую и огневую подготовку, радиационную, химическую и биологическую защиту.

В ходе тактической подготовки научатся «сноровисто преодолевать различные препятствия, быстро окапываться», ползать «по-пластунски, на получетвереньках, на боку».

Самое трудное для освоения, судя по тексту, переползание на боку. «Отрабатывая прием переползания на боку, командир обращает внимание, чтобы обучаемые ставили каблук правой ноги на землю как можно ближе к голени согнутой в колене левой ноги и полностью разгибали правую ногу при передвижении тела вперед. От этого будет зависеть скорость продвижения».

 

Мегафон: кричите громче

 ОСОЛ (оборонно-спортивный оздоровительный лагерь)  автор называет одной «из наиболее эффективных форм подготовки молодого поколения к защите Отечества». В список вещей, которые надо взять с собой в лагерь, входят в том числе зубной порошок (но пасту тоже можно) и одеколон. При размещении в палатках запрещено курить и пользоваться для обогрева керосиновыми приборами.

Распорядок дня в лагере включает зарядку, линейку, подъем флага. После обеда – «личное время (работает радиоузел)», затем – культурно-массовая работа. В 21 час – «демонстрация художественного кинофильма (3 раза в неделю, в остальные дни просмотр телепередач)».

При организации спортивных соревнований подчеркивается, что важно иметь «непрерывную связь с радиоузлом». Для хорошей связи предлагается использовать мегафон (большой железный рупор для кричания).

Рекомендуется проведение конкурсов «Юный Ворошиловский стрелок», «А ну-ка, парни!», игр «Зарница» и других забав, составляющих «бесценный опыт, накопленный в этой сфере».

Чтобы понять, насколько хорошо воспитан патриотизм в отдельно взятой местности, определены критерии (в баллах) качества патриотического воспитания (см. ниже). Чем больше сумма баллов, тем лучше патриотизм в округе или регионе.

Елена Роткевич

 

Критерии и показатели оценки военно-патриотической работы

 

Процент участия граждан в мероприятиях по ВПВ по отношению к численности населения в регионе, охват:

до 3% населения – 1 балл

до 5% населения – 2 балла

до 7% населения – 3 балла

до 10% населения – 4 балла

более 10% населения – 5 баллов

 

Масштаб мероприятий

местного уровня – 1 балл

регионального уровня – 2 балла

межрегионального уровня – 3 балла

мероприятие федерального уровня – 4 балла

мероприятие международного уровня – 5 баллов

 

Общее количество мероприятий, проведенных по ВПВ за год

10–50 – 3 балла

50–100 – 4 балла

100–150 – 5 баллов

 

Самофинансирование мероприятий по ВПВ (грантовая, спонсорская поддержка и др.), руб. в год

до 100 000 – 5 баллов

от 100 000 до 500 000 – 10 баллов

более 500 000 – 15 баллов

 

Наличие собственного периодического издания

за каждое издание – 5 баллов.

 

Наличие и количество поисковых отрядов

1–3 отряда – 1 балл

более 5 отрядов – 3 балла

более 10 отрядов – 5 баллов

Источник: Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания под общей редакцией Н.В. Стаськова. Москва, 2018 г.

Комикс с сайта Минобороны РФ