За что немцы любят цирки

Практически первое, что я увидела, приехав в Мюнхен, – афишу цирка Crone прямо в аэропорту. «Кроне» – это настоящий мастодонт в своем мире. Он огромный, вмещает до пяти тысяч зрителей и считается самым крупным в Европе. У него есть свой зоопарк с тиграми, зебрами и даже носорогами и собственное здание в Мюнхене, которое сдается и под концерты – недавно вот там выступала Кончита Вурст.

Но вообще, в Германии работают что-то около трехсот цирков. Можете себе это представить? Среди них есть психоделический цирк с рейвами, есть жуткий цирк, который на каждых гастролях возводит замок ужасов, есть ретро-цирк – как раз с той самой романтикой начала ХХ века, только бородатые женщины там, говорят, ненастоящие.

Каждые цирковые гастроли – это событие. Весь город заклеивается афишами, билеты разлетаются быстро, хоть и стоят дорого – от 35 евро. При этом все гастролеры (именитый «Кроне» тоже) обычно разбивают свои шатры на окраинах и в промзонах. Едешь через такую вот унылую местность на машине – и вдруг видишь будто яркий взрыв: цветные полоски, старинные карусели, тележки с мороженым.

С некоторых пор владеть животными в Германии разрешено лишь крупным циркам с постоянной «базой». За содержанием зверей следят строго. Десять лет назад был очень громкий судебный процесс над довольно известным тогда цирком Джованни Альтхофа. За издевательства над слонами на администрацию был наложен смешной штраф – 1300 евро. Но это не только сильно навредило репутации Альтхофа и спровоцировало закрытие цирка. Зоозащитники смогли добиться того, чтобы всем гастролерам запретили держать каких-либо зверей, кроме собак. Год назад в каком-то бродячем цирке обнаружился бурый медведь по кличке Бен. Он сидел в тесной клетке, его часто оставляли одного, и судьба его была незавидной. Мишку спасли, но, утверждается, что есть еще немало цирков, которые таскают с собой львов, тигров и медведей, содержащихся в ужасных условиях. Контроль жесткий, но, бывает, что не примечает слона.

Так или иначе, для меня местные цирки – тоже атавизм вроде бумажных писем. То есть вот XXI век на дворе, Мюнхенским симфоническим оркестром управляет Валерий Гергиев. Музеи становятся все более интерактивными и изощренными. А народ все равно обожает цирки, где из цилиндра вынимают кролика, выступает женщина-змея и клоуны вечно кого-то куда-то тащат.

 

Катя Щербакова, Мюнхен