Желание частного трамвая

Трамвай «Чижик» поехал по  маршруту без зеленых светофоров

В Красногвардейском районе Петербурга 7 марта начал курсировать первый частный трамвай «Чижик». Корреспондент «Города 812» сравнил его со старым, горэлектротрансовским, и нашел несколько отличий. Главное – пока трамвай возит бесплатно. А систему дистанционного переключения светофоров внедрять не стали.

Трамвай «Чижик» начал ходить от метро «Ладожская» по проспекту Косыгина и Наставников до депо на Хасанской улице. Первое, что бросилось в глаза, – трамвайная остановка теперь расположена в ста метрах от станции метро, хотя раньше была у самых дверей. Второе – трамвай не имеет разворотного кольца. Как и у всех современных трамваев, у него две кабины и пассажирские двери с обеих сторон. На прямых участках трамвай разгоняется до 50 км/ч (замерено по навигатору), в районах плотной застройки трусит на 30 км/ч. Wi-Fi в вагонах отсутствует. Низкопольный трамвай удобен для провоза коляски, но вкатить ее непросто: сначала надо довести до ума остановки. Видно, что трамвайные пути укладывали в авральном темпе и работы еще не окончены. Не говоря уж о ветрозащитных павильонах: их на маршруте нет вовсе.

В вагоне есть аппарат для покупки билетов за наличные, но он отключен, потому что до конца марта проезд в трамвае будет бесплатным. Уже объявлено, что кондукторов в трамвае не будет, владельцы полагаются на честность пассажиров.

В день пуска на остановках дежурили представители владельца и эксплуатанта – Транспортной концессионной компании (принадлежит ГК «Лидер» и ЛСР). Они объясняли, как открывать двери (открываются по требованию, специальной кнопкой).

А на вопрос, будет ли трамвай сам включать себе зеленый свет на светофоре, ответили, что нет. Пока что компанию устраивает традиционный светофорный режим: все равно выделенная полоса позволяет обогнать стоящие в пробке машины.

«Город 812» уже рассказывал о технологии DSRC, разработанной специалистами НИУ ИТМО, которая обеспечивает мгновенную передачу данных от трамвая, троллейбуса и т.д. к светофору. Для вагоновожатых это означало приоритетный проезд пассажирского транспорта на перекрестках и управляемую «зеленую волну». Разработчики оборудования обещали, что дальность импульса будет достигать полутора километров, а кроме того, система DSRC будет оперативно информировать о пробках и всевозможных ЧП на линии. Один радиомодуль (правда, другой конструкции) установлен в экспериментальном порядке на трамвай 100 маршрута (проспект Просвещения). Он хорошо себя показал, время проезда перекрестков уменьшилось на 7 процентов, но внедрять его повсеместно пока не спешат.

На маршруте «Чижика» остановки трамваев находятся в традиционных местах: перед перекрестками, хотя концессионеры обещали, что они будут после (а перекресток трамвай проедет без остановки). Так, на углу с Индустриальным проспектом состав сначала простоял минуту с открытыми дверями – «на остановке», а затем закрыл двери и продолжил стояние «на светофоре». Впрочем, пассажиров в вагоне это не раздражало.

Нина Астафьева