5 причин посмотреть на «Жизнь после жизни»

В  Манеже на Исаакиевской площади показывают проект «Жизнь после жизни», на который собрали картины из двух десятков государственных музеев и трех десятков частных коллекций.  «Город 812» нашел пять причин, чтобы эту выставку не пропустить.

 

Причина первая. Тема смерти запретна на бытовом уровне в современном российском обществе. Ее обсуждают в разговорах со случайными знакомыми, но никогда – с близкими. Манеж абсолютно сознательно за эту тему взялся, предлагая зрителям с помощью трех сотен произведений заглянуть в лицо смерти глазами художников трех последних веков. Возможно, определить собственное к ней отношение. Начальная точка – «Портрет Петра I на смертном одре» Иоганна Готфрида Таннауэра. 1725 год. Но хронология и сюжеты намеренно перемешаны, смерть уравнивает всех.

Причина вторая. Манеж наглядно продемонстрировал свои мускулы, которые он нарастил за неполных три года после завершения ремонта и полной перезагрузки. В проекте участвуют 23 российских музея, в том числе все самые крупные. Таннауэра предоставил Эрмитаж. Из Третьяковской галереи приехал эскиз к картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и картина Василия Поленова «Цезарская забава». Из Русского музея  –  «Саломея» Василия Сурикова, из Музея Академии художеств – «Прометей» Григория Михайлова, «Демон» Михаила Врубеля из Краснодарского музея и так далее.

Заодно, посмотрев на салонную картину художника Павла Сведомского «Фульвия с головой Цицерона», полезно вспомнить (или узнать), кто была эта дама и почему убили известного римского политика и оратора I века до н.э.  Картина приехала из музея-заповедника в городе Переславль-Залесский. Вы там были?

Причина третья. Тридцать коллекционеров предоставили раритетные произведения второй половины ХХ века. Деление художников на официальных и андеграунд ушло в прошлое. Абсолютно музейный уровень. Ранний Владимир Стерлигов, работы, созданные  в эвакуации в 1940-е годы. Александр Арефьев представлен рисунками «Драка в присутствии ангела» и «Вынос гроба». Геннадий Устюгов – картинами «Одинокий ангел» и «Плач Руси по воле». Юрий Никифоров – «Черным ангелом», Евгений Михнов-Войтенко – большой картиной «Пробуждение».

 

Причина четвертая. Художники ХХI века смерти не боятся. Об этом голограмма Владимира Кустова «Магический квадрат профессора Мишина № 42», видеоинсталляция «Венера Таврическая» Александра Шишкина-Хоккусая, объект «Круглое дерево, соль, земля» Дениса Патракеева.

Причина пятая.  Возможность подумать о смысле жизни. На первом этаже Манежа скромно размещена картина Петра Рейхета «Карские ворота»(1989), морское чудовище заглатывает парусник. В 2013-м Рейхет поехал порисовать в те северные края, нанялся в экспедицию и погиб. В первой сводке об этом он значился как «геоморфолог Петр Рейхет». Достойный финал для любого художника.

Вадим Шувалов