Четыре причины сходить на выставку Константина Сомова в Русском музее

В Инженерном замке открылась выставка одно из лидеров объединения «Мир искусства» Константина Сомова (1869-1839). 160 картин и рисунков из музеев и частных коллекций двух российских столиц показывают, если не всего Сомова, то в очень приличной подборке. Хотя выставка слишком академична, ей не хватает драматизма.

Сомов годами был вынужден рисовать портреты на заказ, скрывать свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, бежать из Советской России на Запад, где его никто не знал.

«Город 812» нашел четыре причины посмотреть выставку Константина Сомова.

 

Причина первая. Для массового зрителя, интересующегося искусством, Сомов – создатель «Книги маркизы», сборника фривольных французских текстов и таких же свободных иллюстраций к ним. Получите.

Всего «Маркиз» было издано три – «Малая» (1907), «Средняя» и «Большая» (обе – 1918). На титульном листе последней указано, что книга издана в Венеции. Не верьте, это произошло в Петрограде. В качестве подсказки эстет Сомов ставит название никогда не существовавшего издательства, которое в переводе на русский язык звучит как «Член и яйца». В витрине лежит «Средняя» из собрания Русского музея. На дисплее можно посмотреть «Большую». Ее нет в ГРМ, она есть в РНБ и других крупнейших библиотеках и частных коллекциях.

Юлия Демиденко, старший научный сотрудник ГРМ обратила наше внимание, что иллюстрации в «Большой Маркизе» не пронумерованы в отличие от страниц с текстами. Возможно, экземпляры книги брошюровались вне типографии. В пользу этой версии говорит и то, что сохранившиеся экземпляры очень небольшого тиража, отличаются друг от друга по количеству и составу иллюстраций.

К.Сомов. Спящая молодая женщина

Причина вторая. Сомов был блистательным книжным графиком и портретистом. Заставки, обложки, иллюстрации оставим для библиофилов. В Русском музее много качественных живописных портретов – Андрей Сомов, Сергей Рахманинов, Анна Остроумова. Но в фокусе другие: из Третьяковской галереи приехали станковые акварельные портреты – Александр Блок, Михаил Кузмин, Мстислав Добужинский, Вячеслав Иванов, Евгений Лансере, сам Сомов. Большинство из них многократно издавались. Но при нашей жизни оригиналы вряд ли еще раз покажут в Петербурге.

В эту портретную серию входит изображение юного Мефодия Лукьянова, многолетнего спутника жизни Сомова. Портрет создан в 1911 году. Любопытно сравнить его с известным парадным портретом 1916 года из собрания Русского музея. На вернисаже один экскурсовод со стажем рассказала мне, что когда она, водя неподготовленную публику по постоянной экспозиции, рассказывала об этом портрете, то использовала определение «близкий, близкий друг».

 

Причина третья. В 1916 году поэт Михаил Кузмин сочинил короткое, на одну страницу эссе «К.А.Сомов». Там он обратил внимание на две важные особенности творчества Сомова. Он был «рестроспективистом», много рисовал из галантной жизни XVIII века. Но этих вещах видны «беспокойство, ирония, кукольная театральность мира, комедия эротизма, пестрота маскарадных уродцев, неверный свет свечей, фейерверков и радуг…» Кузмин соотносит художника с Гоголем и Достоевским. Смелое предположение, но «Осмеянный поцелуй», «Зима. Каток», «Эхо прошедшего времени», невзирая на костюмы, из двадцатого века.

На выставке соединились две акварели 1903 года – «Как одевались в старину» (ГМИИ) и «Как одеваются теперь» (ГТГ). Сомов смеется над модой во все времена.

 

Причина четвертая. В 2006 году на лондонском аукционе Christie’s  картина Сомова «Русская пастораль» была продана за 2,4 млн фунтов. По слухам ее купил один русский олигарх. Действительно, вряд ли кто-то другой выложил бы такую уйму денег за среднего качества картину. Все дело в имени. Впрочем, оценивайте сами.

К.Сомов. Русская пастораль.Продана за 2,4 млн. фунтов

Для справки: этот рекорд на Сомова держался недолго. В 2007-м картина «Радуга» была продана за умопомрачительные 3,7 млн фунтов, почти в 10 раз превзойдя эстимейт. Уж точно купил русский коллекционер. Может на 200-летие Сомова ее покажут.

Вадим Шувалов