Четыре причины взглянуть на Александра III

В Инженерном замке Русский музей открыл выставку «Александр III (1845-1894). Император и коллекционер». «Город 812» нашел четыре причины, чтобы ее посмотреть.

  • Вид на Фермерский дворец в Петергофе. Рисунок Великого князя Александра Александровича. 1854 г.

 

Причина первая. Этот проект не про самодержца. Его правильнее было бы назвать «Коллекционер и император». Или «Венценосный собиратель». Второго сына русского императора, в данном случае Александра II, как и положено, готовили к военной карьере. И одновременно мальчик проявлял интерес к искусствам. Государственный архив РФ хранит рисунки девятилетнего великого князя Александра. Например, «Вид на Фермерский дворец в Петергофе». Для столь юного возраста совсем неплохо.

Но внезапно умирает наследник Николай. Его портрет кисти Сергея Зарянко выдает натуру умную, сдержанную, ироничную.

 

  • Сергей Зарянко. Портрет цесаревича Николая Александровича (1843-1865)

 

Александр получает право на российскую корону. На выставке с десяток портретов Александра III. Все похожи на капралов. Даже у Валентина Серова император не задался. А что говорить о каком-нибудь Николае Дмитриеве-Оренбургском. Между тем, Александр III не только самодержавную власть твердой рукой насаждал. Он покупал Карла Брюллова и  передвижников (в особых симпатиях к режиму не замеченных), конкурируя за их полотна с вездесущим Павлом Третьяковым.

  • Валентин Серов. Портрет Александра III.  1895 г.

 

Поддерживал заказами Репина и Поленова. В итоге собрал коллекцию, ставшую потом основой Русского музея.

Хотя всегда руководствовался только личным вкусом. Например, не стал покупать экспрессивные картины Николая Ге. По воспоминаниям современников, назвал импрессионистов «безобразниками». А будь он прозорливее, когда посещал парижского маршана Поля Дюран-Рюэля, мог бы скупить их всех на корню.

 Причина вторая. Посмотреть на необычного Поленова. В 1877 году тогда еще великий князь Александр позвал Василия Поленова на русско-турецкую войну. Поработать художником-репортером в Рущукинском отряде, которым сам командовал. От таких предложений не отказываются. Поленов создал портрет Александра в штабной комнате под Плевной (на заставке). Обшитое коврами помещение (не до эстетики, стояла холодная зима), и трогательный мопс, охраняющий покой хозяина, сидящего за рабочим столом спиной к зрителю. Но главное здесь не лицо, а настроение сосредоточенности. Рядом картина «После боя. Близ селения Мечки». Сильная вещь. Но до Верещагина ей далеко.

 

  • Василий Поленов. «След боя». 1883 г.

 

Причина третья. Оценить благородство Третьяковской галереи. Специально для этой выставки столичный музей нашел спонсоров и отреставрировал эскизы (их принято называть картоны, хотя это обычные «холст, масло») Виктора Васнецова для Владимирского собора в Киеве. Это знаменитые «Крещение Руси», «Христос Вседержитель и другие.

Русский музей дополнил их эскизами Виктора Васнецова и Михаила Нестерова для мозаик Спаса-на-крови. Получился интересный разговор о русском стиле в эпоху модерна. Хотя китчевое резное кресло «Дуга, топор и рукавицы» на выставке тоже есть.

 

  • Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1890 г.

 

Причина четвертая. Стена, воспроизводящая «Музей» Аничкова дворца. Маршрут выставки проложен так, что зритель начинает смотреть выставку от этой стены и здесь же заканчивает. На ней нет художников первого ряда. Александр III жил в эпоху, когда «золотой век» русской культуры уже закончился, а серебряный еще не начался. Но пронзительная «Оттепель» Федора Васильева – на все времена.

Вадим Шувалов