Четырехметровым младенцам не дали взять роддом штурмом

Без сенсаций завершился конкурс по созданию тематических объектов благоустройства с размещением малых архитектурных форм (проще говоря, декоративную скульптуру) , проведенный Комитетом по градостроительству и архитектуре Петербурга.

По программе конкурса участникам предложили  четыре места, где они могли бы развернуться: Малоохтинский парк, и три сквера — у дома 7 по улице Потапова (также на Охте), у дома 54 по Малой Балканской улице (южное Кучино) и у дома 34 по улице  Доблести  (рядом с «Балтийской жемчужиной»).

Места очень разные. Малоохтинский парк – место и без того насыщенное малыми формами. Улица Потапова на краю Охты дает наибольший простор для фантазий. Сквер в Купчино – рядом с роддомом, сквер на ул. Доблести – около Лицея искусств. Название конкурса: «Единство пространства и формы» подразумевало учет контекста, но не обязывало скульпторов ему строго следовать. По условиям анонимного конкурса определялся один победитель и два призера, вне зависимости от выбранного ими сквера.

Было подано 70 композиций. По источникам экспертная группа высказалась за самые авангардные идеи. Жюри во главе с главным архитектором Петербурга Владимиром Григорьевым посчитало иначе и выбрало более традиционные работы. Но «соцреализм» не прошел и у жюри. Первое место присудили Олегу Жениленко за скульптуру «Ожидание» для сквера на Малой Балканской. Второе место – у композиции из гранитных объектов Даниила Каминкера «Осенний лес» для улицы Потапова.

Третье место получил «Телепёс» Павла Тихомирова для Малой Охты. Этот гранитный гибрид собаки и телевизора доцифровой эпохи собрал больше всего зрительских симпатий.

Еще 10 работ получили то, что на Венецианской биеннале называется «special mention» — специальное упоминание. Эти объекты будут рекомендованы районным администрациям для других мест.  Лауреаты получат 500 тысяч, 300 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно и надежду на то, что их творения будут реализованы. Пока на это средств нет, но их будут искать.

«Город 812» внимательно отсмотрел всю конкурсную выставку в Итальянском зале Академии художеств, благо она открывалась (и будет работать по 3 декабря) одновременно с Международной ландшафтной конференцией.

Наш выбор совпал с мнением одного из экспертов, посчитавшего, что лучшая композиция — «Стремящиеся ввысь». Это младенцы ростом по 4 метра, сваренные из прута диаметром 20 мм. Они то ли штурмуют здание роддома, то ли рвутся из него в это мир. Главный младенец длиной 32 метра лежит на газоне, руководя действиями товарищей.

Авторы этой композиции — третьекурсники архитектурного факультета СПбГАСУ (слева направо): Виктория Пупенцова, Валентина Лопоносова, Даниил Корниецкий.

Вадим Шувалов