Летом 2020 года к началу высокого сезона в Александровском дворце ГМЗ «Царское Село» откроются для публики личные комнаты Николая II и Александры Федоровны. Это будет не столько художественная, сколько мемориальная экспозиция.
Но именно последнее обстоятельство заставляет музейщиков и реставраторов тщательно воссоздавать интерьеры, подбирая палисандр, красное дерево, изразцы – для воссоздания каминов и мебели. Чинцы (вощеная хлопковая ткань с набивным рисунком), шелк, репс – для обивки стен. Реставрировать «намазную» лепку с растительным модерновым силуэтом.
После событий 9 января 1905 года в Петербурге Николай II навсегда покинул Зимний дворец и с семьей перебрался в Царское Село. Если сейчас символом центра российской власти является словосочетание «Москва. Кремль», то в 1905-1916 году это были «Царское Село. Александровский дворец». Сюда постоянно приезжали Петр Столыпин и другие министры, здесь принимались все важнейшие государственные решения. 1 августа 1917-го отсюда гражданина Романова и его семью отправили в ссылку в Тобольск.
Приемная царя, его рабочий кабинет, любимая Сиреневая гостиная царицы, большой парадный кабинет Николая II, куда его жена (и говорят, Распутин) могли попасть по антресолям из Кленовой гостиной и послушать, о чем самодержец говорит с министрами или послами – все это хороший повод поразмышлять о том, была ли неизбежной русская революция.
Впрочем, богатая биография Александровского дворца содержит и много других историй. Здание было построено в 1792-1796 годах по проекту Джакомо Кваренги для будущего императора Александра I, отсюда его название. На рубеже XIX-ХХ веков часть дворца в модном тогда стиле модерн перестраивается по проектам Романа Мельцера. Тогда был уничтожен шикарный Концертный зал Джакомо Кваренги, занимавший пространство в два этажа по высоте и от одной внешней стены до другой – по ширине. Вместо них появились Кленовая гостиная и Парадный кабинет.
В августе 1917 года фотограф Андрей Зеест сделал позальную съемку дворца на автохромы. В Палисандровой гостиной еще стояла цветущая гортензия. Опытные садоводы утверждают, что, будучи срезанной, гортензия вянет через несколько дней. Значит, автохромы создавались сразу после отъезда Романовых. Теперь эти снимки – бесценный материал для реставраторов.
В 1918 году Александровский дворец был открыт как музей. Первая кинохроника зафиксировала, как толпа посетителей штурмует Мавританскую уборную, но не для того, чтобы рассмотреть шикарный «восточный» камин или бассейн, а проникнуть в туалет и убедится, что царь, как простые смертные, пользовался санузлом.
Александровский дворец – это более 19 тысяч кв. метров помещений. Поэтому вскоре к музею подселили дом отдыха сотрудников НКВД и детский дом. Во время фашистской оккупации дворец занимали гестапо и тюрьма. Многие интерьеры погибли.
В 1946 году здание передали АН СССР для хранения коллекций Института русской литературы и большой выставки к 150-летию А.С. Пушкина (1949). Тогда в моде был сталинский ампир и в полном забвении модерн. Поэтому планировали воссоздать побольше Кваренги. Например, разобрать Кленовую гостиную и Парадный кабинет.
Николай Белехов, тогдашний руководитель ленинградского ГИОП отстоял Мельцера. Но часть отделки модерновых интерьеров, переживших войну, все-же была уничтожена.
В 1951 году Александровский дворец был передан военному НИИ, который пробыл там почти 60 лет. Во дворце, особенно в подвалах, много чего переделали, но модерновые интерьеры сохранились. Еще в 1997 году по просьбе Ивана Саутова, директора ГМЗ, эта часть здания стала экспозицией «Воспоминания в Александровском дворце». В ней Глеб Панфилов снимал фильм «Романовы. Венценосная семья». Выставка работала несколько месяцев, потом ее сменила постоянная экспозиция, которая существовала почти 20 лет.
В июне 2010 года к 300-летию Царского Села, были открыты после реставрации три зала парадной анфилады. Но уже тогда было понятно, что дворец надо реставрировать целиком. Разработанный проект предполагает создание многофункционального музейного комплекса с экспозициями, выставочными залами, детским центром, местом для конференций и библиотекой.
В 2012-2016 годах отреставрированы фундамент и подвалы, выполнены общестроительные и инженерные работы. Летом 2020 года откроются две параллельные анфилады комнат – Свитская, Спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная (половина императрицы Александры Фёдоровны), Приёмная, Рабочий кабинет, Мавританская уборная и Камердинерская (половина Николая II).
Продолжаться работы в Кленовой и Угловой гостиных Парадном кабинете, Библиотеке и Зале с горкой. Последний был создан еще Николаем I как круглогодичная забава. Взрослые и дети скатывались по сукну. Кто мог, тот стоя, остальные – на пятой точке.
Завершение реставрации всего Александровского дворца планируется не ранее 2022 года.
Комментарий
Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село»:
– Личные комнаты Николая II и Александры Федоровны были наполнены живописью, фарфором, стеклом серебром, портретными миниатюрами и т.д. В начале войны, несмотря на отсутствие официальных предписаний, сотрудникам музея удалось вывезти из этой части дворца более 1100 предметов. После войны все они оказались в Центральном хранилище музейных фондов пригородов. Сейчас они находятся в ГМЗ «Павловск». Идут переговоры о передаче двухсот из них в ГМЗ «Царское Село» на временное хранение.
Вадим Шувалов