Что Путин хотел сказать либеральной общественности фильмом «Дело Собчака»

В прокат вышло «Дело Собчака» – документальный фильм Ксении Собчак и  Веры Кричевской. «Дело Собчака» хочется назвать качественным дорогим фильмом, но это не будет правильно. Он не является дорогим в том общепринятом смысле, когда продюсеры, располагая большим бюджетом, тратят его на модных актеров и разные изыски. Звездный состав, снимавшийся в нем, не работает за деньги. А раз так, то неизбежен вопрос: зачем они согласились на эти роли?

Фильм рассказывает о нескольких сюжетах. Первый – начало карьеры Анатолия Собчака, его расследование подавления волнений в Тбилиси, противостояние со старыми коммунистами, 91-й год. Уже в этот момент обозначается линия расхождения между ним и Ельциным. Он даже ближе к Горбачеву, не так радикален, говорят нам свидетели событий. Ельцин видит в нем конкурента, и ему это не нравится. Второй сюжет – выборы 1996 года, которые Собчак проиграл Яковлеву. Третий – уголовное преследование, бегство в Париж.

«Звездный» – недостаточное слово для того, чтобы описать актерский состав. Два главы ельцинской администрации Сергей Филатов и Валентин Юмашев, его жена и президентская дочь Татьяна, начальник ельцинской охраны Александр Коржаков.

Не имевший отношения к делу, но нужный герой второго плана Дмитрий Медведев. Не имевший и не нужный, но, видимо, по дружбе взятый Глеб Павловский.

Откровенничающие злодеи – Владимир Яковлев, глава его избирательной кампании Владимир Кошмаров (ныне Трубецкой), главный спонсор Юрий Рыдник, первый враг Собчака Александр Невзоров.

Два следователя, расследовавшие дело Собчака (они, впрочем, положительные герои, так как отказывались заниматься фабрикацией).

Разумеется, семья –  Людмила Нарусова и Ксения Собчак.

Но вишенка на торте – даже не сам Владимир Путин, а его (а также Ельцина и Собчака) начальник охраны Виктор Золотов, ныне командующий Росгвардией. Возможно, первое и последнее неофициальное выступление Золотова на камеру. Для полноты картины не хватает только Игоря Сечина. Кудрин, Чубайс и прочие словоохотливые либералы не в счет.

Устами этих и многих других персонажей картина рассказывает нам о становлении Собчака как демократического политика (ничего принципиально нового), его работе на посту мэра в голодные 90-е годы. Придраться не к чему даже при желании. Вот Александр Невзоров, называвший Собчака в своих «600 секундах» мужем дамы в тюрбане, откровенно говорит: «Если борешься с кем-то, то надо бороться так, чтобы было больно. А жена – всегда уязвимое место. В те времена у нас еще не научились быть светскими людьми».

И следом Людмила Нарусова признается: да, наверное, надо было вести себя не так, как я себя вела. Для тех, кто помнит те события, это не просто слова: Александр Невзоров внес огромный вклад в дело разрушения имиджа Собчака, а Людмила Нарусова активно давала для этого поводы.

Злодеи откровенно рассказывают о своих злодеяниях. Алексей Кошмаров вспоминает, как через заместителя Коржакова Георгия Рогозина (Виктор Золотов, выступающий в роли светлой силы, уточняет, что этот Рогозин был у Коржакова главным астрологом и его звали звездочетом) передал в Кремль аналитическую записку о необходимости заменить Собчака на Яковлева. И признается, что имел в собчаковском штабе шпионов.

Банкир Юрий Рыдник, улыбаясь, говорит, как дал на кампанию Яковлева 12 миллионов долларов. И когда стало понятно, что Яковлев выходит во второй тур, задал себе вопрос: имеет ли он право таким образом решать судьбу целого города? Ведь ему нет и 30 лет. Но, судя по итогам, ответил на него положительно.

«Конечно, это предательство», – говорит в фильме Путин про выдвижение Яковлева. («Мы с Владимиром Владимировичем разговаривали накануне выдвижения, и не было такого, чтобы он сказал: не ходи», – оправдывается экс-губернатор.)

Но все это – более или менее честно рассказанные если и не общеизвестные, то далеко не новые вещи. Ради них не стоило бы отвлекать столь уважаемых людей от их государственных задач.

Главное в фильме – это дело Собчака, возбужденное накануне выборов 1996 года с целью его дискредитации и, по версии авторов фильма, с согласия, если не по инициативе Бориса Ельцина. Дело, разумеется, от начала до конца сфабрикованное Коржаковым и его ставленником генпрокурором Юрием Скуратовым. Оно, однако, расследовалось и после поражения мэра на выборах. Владимир Путин предполагает: видимо, потому, что возбудившие его люди должны были отчитаться, что не зря все это затеяли. Президент в таких вещах разбирается.

В 1997 году следователи все ближе и ближе подбирались к Собчаку. Его бывшие заместители, перебравшиеся к тому времени в Москву, старались помочь своему бывшему шефу, но не могли. (По крайней мере, так они рассказывают в фильме, хотя в то время в обществе существовало мнение, что Собчака все бросили.)

Чубайс и Кудрин вспоминают, как по их просьбе Немцов просил у Ельцина за Собчака, но тот ответил, что не вмешивается в дела следствия. Есть и прямая речь самого Немцова, идеально смонтированная, как будто он говорит специально для этого фильма. Когда стало понятно, что Собчака вот-вот арестуют, Немцов додавил Ельцина. Тот махнул рукой и сказал: «Передайте Скуратову, что лежащего не бьют». Но прокуратура не унималась и решила все-таки посадить экс-мэра. 4 ноября 1996 года, накануне дня рождения дочери, он попал в больницу с сердечным приступом. Дальше начинается главная и драматургическая, и смысловая часть фильма: в дело вступает Путин.

 

На тот момент он – замглавы президентской администрации. Президент, напомним, Собчака не то чтобы любит. Путин приходит к своему начальнику, главе администрации Валентину Юмашеву, и говорит: я лечу спасать своего бывшего шефа. Понимаю, что меня за это могут уволить. Но иначе поступить не могу. А Юмашев ему: я одобряю ваш поступок, Владимир Владимирович. Летите! Рассказано обеими персонажами от первого лица.

Детективная история набирает обороты. Слово берет Людмила Нарусова. Путин все устроил – надо лететь в Париж, там не арестуют и вылечат. Но как позвонить в Париж, чтобы там встретили? Ведь телефон прослушивается. Есть прямой непрослушиваемый провод с Парижем – он в офисе Air France. Путин договорился. Но как дойти до офиса – ведь установлено наружное наблюдение. Путин помог и тут. Рядом с офисом есть магазин  Trussardi. Нарусова идет туда, набирает платьев и проходит в примерочную. Из примерочной – дверь на задний двор, туда же выходит черная лестница офиса Air France. Нарусова поднимается – ее уже ждут, она разговаривает с Парижем. На следующий день телевизор сообщает: Собчак вылетел во Францию. Путин не подвел!

Президент простил своего самовольного, но верного замглавы администрации. То, как Путин спасал Собчака, наверное, было одним из факторов, обусловивших выбор его Борисом Ельциным в качестве преемника, говорит Валентин Юмашев.

Дальше неинтересно. Собчак вернулся из Парижа, проиграл выборы в Думу (об этом вообще одним словом), стал доверенным лицом на выборах Путина и в этот момент умер.

Отличный фильм. Совершенно не лизоблюдский, вполне оппозиционный. Начинается с того, что исполнители главных ролей задумываются: вышел бы Собчак на площадь в 2011 году. Сложный вопрос, но большинство, подумав, говорят, что, наверное, да. «Он бы никогда не сделал ничего во вред государству», – отвечает Путин.

О чем этот фильм? О том, что самый человечный человек на Земле – еще и настоящий товарищ, который не бросает своих. А свой для него – либерал душой и телом Собчак. И то, что Путин с Золотовым нашли время, чтобы сообщить эту новость либеральной аудитории (а другая вряд ли будет это смотреть), вселяет робкую надежду, что они еще не поставили на ней окончательный жирный крест.

«Девушки молодцы. Ни в грош не ставя Собчака при жизни, они сумели сделать из него миф после смерти. Не многим так повезет», – сказал «Городу 812» человек, который легко мог бы стать одним из главных актеров в этом фильме. Но получил в нем лишь эпизодическую роль в кадрах кинохроники.

Фото на заставке к тексту: экс-мэр Анатолий Собчак и начальник Главного контрольного управления при президенте РФ Владимир Путин. 1997 год