Детским садам добавят духовно-нравственных ценностей

130 петербургских детских садов были выбраны для оценки качества дошкольного образования в городе. Главными оценщиками стали родители — их попросили охарактеризовать отношение своих отпрысков к садику, который те посещают.  Папы и мамы высказали всё, что думают. Подробности узнал «Город 812».

 

Они любят свой детсад. Сколько их?

Впрочем,  оценивали качество дошкольного образования не только родители (в количестве почти 12 тысяч человек), но и сами сотрудники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Исследование провел Институт детства СПбАППО.

На главный вопрос – нравится ли  ребенку ходить в детский сад? – 78% родителей ответили положительно и 89% порекомендовали бы свое дошкольное учреждение знакомым.

Не нравится ходить в садик только 4 процентам петербургских детей.

Больше половины  родителей (от 56 до 68%) вполне довольны и качеством работы детских садов, и доброжелательностью педагогов и их квалификацией.

Не все родители полностью удовлетворены организацией психолого-педагогической помощи: 3% ответили: «скорее не удовлетворены», 2%  – категорично «не удовлетворены».

Больше всего недовольны родители качеством дополнительных образовательных услуг: 17% затруднились с ответом, 11% оценили негативно.

Много нареканий  на состояние помещений, мебели, а также на плохое оборудование прогулочных площадок.

 

Кому что: развитие способностей или привитие ценностей?

Чем заниматься с детьми в детсаду? Какие из задач по воспитанию и образованию должны стать приоритетными? Об этом спросили воспитателей.

По мнению воспитателей, главнейшими являются две задачи.

На первом месте (78% голосов «за») формирование ценностей здорового образа жизни, развитие самостоятельности, «формирования предпосылок учебной деятельности».

На втором (75% голосов «за») – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

При этом только 3 человека из 2432 педагогов сказали, что приоритетной должна быть задача «по реализации в образовательном процессе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Этот факт в Институте детства оценили как «тревожный».

Поэтому рекомендовали «задачу воспитания духовно-нравственных и социокультурных ценностей… осмыслить как одну из приоритетных в деле образования дошкольников». Учитывая, что Институт детства СПбАППО является творцом многих методических рекомендаций, можно надеяться, что  скоро в городских детсадах  духовно–нравственное воспитание подскочит на  высокий уровень.

Воспитатели и родители одинаково назвали две первых по важности цели для ДОУ. Это «стимулирование интереса к познанию, развитие способностей ребенка» и «психологический комфорт и эмоциональное благополучие». Но на третье место педагоги поставили «сохранение и укрепление здоровья».

Для родителей важнее оказалось «формирование предпосылок учебной деятельности».

 

На болезни детей влияют воспитатели

Несмотря на усилия воспитателей, ставящих укрепление здоровья дошкольников выше других задач, родители этих усилий не оценили.

Каждый четвертый родитель уверен, что его отпрыск чаще болеет, когда ходит в детский сад. И 58% говорят, что посещение ДОУ никак не отражается на здоровье их сына или дочери. Удивительно, что у двух процентов детей состояние здоровья меняется в зависимости от того, какой воспитатель работает в группе!

Только 15% отмечают положительный вклад детсада в укрепление здоровья детей, заботу об их правильном питании и отсутствие перегрузок.

Кстати, лишь половина родителей (50,8%) считают укрепление здоровья той задачей,  за которую  в приоритете должен отвечать детский сад.

 

Педагоги оптимистичнее родителей в 2–4 раза

Качество образовательной работы с дошкольниками за последние несколько лет в Петербурге повысилось. В этом уверены  66% педагогов и 39% родителей. 43% воспитателей  считают, что материально-техническая база ДОУ улучшилась, правда, с ними согласны лишь 12% родителей. В целом папы и мамы меньше верят в позитивные изменения, чем сотрудники детсадов.

По результатам оценки качества дошкольного образования в Петербурге были сделаны следующие выводы.

1) Качество образовательной деятельности  в государственных дошкольных образовательных организациях Петербурга удовлетворяет большинство педагогов и родителей, хотя их оценки по ряду вопросов расходятся.

2) В качестве приоритетной цели государственного детского сада (группы) и воспитатели, и родители выделяют: «Познавательное развитие дошкольников».

3) 94% родителей считают, что их детям психологически комфортно в той группе детсада, которую они посещают в настоящее время.

4) Педагоги и родители государственных детских садов отмечают, что за последние несколько лет повысилось качество образовательной работы с детьми. Между тем количество родителей, отметивших позитивные изменения в детском саду, значительно меньше, чем количество воспитателей, отвечавших на те же вопросы. Примечательно, что треть родителей ответили, что не владеют информацией о позитивных изменениях в своем детском саду. Это говорит о том, что нужно продумать более эффективную модель информирования родителей.

Елена Роткевич