Где должны ездить электросамокаты: с пешеходами или с машинами?

В России бум альтернативного транспорта: электросамокатов, гироскутеров, моноколес, а законодатели, как всегда, не успевают присвоить всем видам юридический статус и определить, где их место – на проезжей части или на тротуаре. Большинство владельцев электротранспорта предпочитают тротуар. И это правильно – потому что ГИБДД говорит то же самое, считая пользователей электросамокатов и сегвеев пешеходами. Правда, простые пешеходы, без самокатов и моноколес, этим не очень довольны.

Не слишком ли быстро они ездят?

Поскольку электротранспорта в пользовании граждан становится все больше, специалисты в разных странах размышляют, в какую категорию его отнести и какими правилами заставить руководствоваться. Если внимательно прочитать российские Правила дорожного движения, станет понятно, что объявить электросамокат мопедом можно практически в любой момент. Мощность двигателя позволяет, руль мотоциклетного типа есть. Даже сегвей можно приписать к мопедами при желании. Но пока у МВД такого желания нет.

В Интернете есть несколько видео, на которых самокат едет по проезжей части, лихо рвет на светофоре и оставляет далеко позади малолитражки. «Город 812» нашел производителей таких самокатов и стал выяснять, какие у такого транспорта есть документы. Отметим, что стандартные электросамокаты мощностью до киловатта имеют ограничитель скорости – 24 км/ч. Они могут быстро ездить, но им не дают. Но если один человек сумел ограничение поставить, то всегда найдутся и те, кто сможет его снять.

Суперсамокат с электродвигателем мощностью в 5,4 киловатт, максимальной скоростью 85 км/ч, массой 37 килограммов и стоимостью 150 тысяч рублей производит корейская фирма. В России таких самокатов уже около тысячи. Продавец охотно рассказал нам, что никто из полиции «игрушкой» ни разу не интересовался и к получению документов не обязывал. Издали самокат ничем не отличается от обычного безмоторного. Только подойдя вплотную, можно разглядеть, что вся платформа представляет собой аккумулятор.

– Скажите, травму получить на вашем самокате можно?

– Смертельных случаев не было. Были серьезные ушибы, когда люди перед ямкой путали газ и тормоз. Кстати, тормозной путь у него – 30–40 метров, как у машины. Разумеется, пользователь должен иметь крепкие руки, чтобы удержать такую махину на ходу и тем более – когда приходится спешиваться и вести ее рядом. Так что это не женский транспорт. В любом случае, для машин и прочих соседей по трафику – если это не пешеходы – такой самокат ничуть не опасен.

 

Кто ты: пешеход или мопед?

Вместе с автоэкспертом Дмитрием Поповым мы изучили ПДД, отыскивая в них упоминание о современных видах транспорта. Вот Правила дорожного движения в виде таблицы.

 

Мопед Двух- или трехколесное механическое транспортное средство. Максимальная скорость – 50 км/ч, объем двигателя – до 50 куб. см, мощность электродвигателя – от 0,25 до 4 кВт. Под эти характеристики попадают электросамокаты и сегвеи. Не попадают: гироскутеры, детские квадроциклы и моноколеса.
Мотоцикл Двухколесное механическое транспортное средство. Объем двигателя – более 50 куб. см или максимальная скорость –  более 50 км/ч. Приравниваются  трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой, электротранспорт мощностью до 15 кВт.
Велосипед Транспортное средство, минимум два колеса и приводимое в движение мускульной силой. Приравниваются электровелосипеды мощностью до 0,25 кВт.
Пешеход Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной дорожке. Приравниваются люди на роликовых коньках, самокатах и иных аналогичных средствах.

 

В ГИБДД на данный момент считают, что весь электротранспорт относится к «иным аналогичным средствам» из пункта о пешеходах. Поэтому владельцы электротранспорта  должны соблюдать «Обязанности пешеходов» и нести ответственность за нарушения ПДД по ст. 12.29 и  12.30 КоАП РФ (штраф от 500 до 1500 рублей).

Автоэксперт Дмитрий Попов считает, что все это может быть ненадолго.

– Само упоминание киловаттов появилось в ПДД только в 2010 году. XXI век на дворе, а у нас были только лошадиные силы и рабочие объемы поршневого двигателя.

– Но теперь они упоминаются – и что это значит?

– На мой взгляд, то, что владельцы альтернативного транспорта должны получать права категории М, раз электродвигатели наконец-то получили прописку в ПДД, как раз в главе о мопедах.

– А по мнению ГИБДД, весь этот транспорт должен ездить по тротуарам.

– Это  большая проблема. Недавно Дирекция по организации дорожного движения провела конкурс детского рисунка «Дорожный знак». Надо было нарисовать знак, которого городу не хватает. И очень много было работ, в которых дети требовали запретить альтернативные средства на тротуаре. Правда, кто-то, наоборот, нарисовал «место для катания на сегвеях». Но он был один, а тех, кому электротранспорт на тротуаре не нравится, больше. В ПДД есть и другие проблемы: например, там дорожные рабочие упоминаются только в том смысле, что их нельзя приравнивать к пешеходам. Если пешехода собьют не на зебре, в принципе, понятно, кто виноват. А если рабочего? Как следователь должен это трактовать?

В правилах не прописан велосипедист на одном колесе (унициклист). У нас только что усовершенствовали ПДД, добавили туда всякой ненужной ерунды вроде знаков для машин разных экологических классов, а ключевые термины так и остались непроработанными. С роликами десять лет назад реформа и вовсе сработала с точностью до наоборот. Раньше роллеры сами решали, где им место. Те, у кого были специальные ролики с большими колесами, катались только по проезжей части, потому что развивали скорость 25 км/ч и считали, что на тротуаре им не место, тем более что коньки практически не имеют тормозов. Но вот закрепили роликовые коньки в ПДД – приравняли к пешеходам, и всё.

– Все равно для большинства катальщиков тротуар безопаснее. Даже велосипедисты так считают.

– Если бы велосипедисты хотя бы соблюдали правило по «зебре» передвигаться пешим ходом! Недавно был случай на севере города: таксист сбил велосипедиста при повороте направо. Была трасологическая экспертиза, которая доказала: велосипедист в результате неспешивания попал для таксиста в слепую зону. Сам я не велосипедист, но в компании Дарьи Табачниковой, лидера «Велосипедизации Петербурга», несколько раз ездил по городу. И понял, что надо ездить по проезжей части. Нас там видно!

– В какую сторону, думаете, будут менять ПДД?

– У нас сейчас будут активно искать деньги. Майский указ президента требует 8 триллионов рублей – их будут искать в наших карманах. Автомобилистов будут штрафовать за тонировку, а тех, кто ездит на мопедах, – за езду без прав.

 

Где ездить на одном колесе?

Где должны ездить и реально ездят владельцы одноколесников? «Город 812» поговорил с владельцем уницикла Ильясом Кудашевым и моноколесистом Александром Трацевским.

– Три раза я привлекал внимание инспекторов ГИБДД, – говорит Ильяс. – Один раз просто сдернули во время движения. Еще пару раз указывали жезлом, чтобы я переместился на тротуар. Я считаю свой аппарат велосипедом, потому что у него есть техническая возможность поставить два дополнительных колеса (маленькие, от скейта). Я их и ставлю во время стоянок. Остальные требования тоже выполнены: исправная тормозная и рулевая системы, передний и задний свет. Это я говорю про свой большой уницикл, с колесом диаметром 36 дюймов. На унициклах 20″–29″ я чаще ездил по обочине, не маневрируя между рядами. На тротуар перебирался редко, так как скорость все равно выше пешеходной, и, в отличие от автомобилистов, люди на тротуаре расслаблены, непредсказуемы в маневрах и всегда готовы замереть, удивленные, на твоем пути. Спасибо хоть мягкие…

Александр Трацевский, недавно путешествовавший на моноколесе в Финляндию, тоже не боится санкции со стороны ГИБДД. Во всех странах, пояснил он, наблюдается лояльное отношение к альтернативному транспорту. Исключением стала Англия, в которой боятся внедрять что-то новое, пока оно не будет закреплено соответствующим законом.

«Моноколесо не опасно для пешехода, хоть и может разогнаться до 45 км/ч. Люди вздрагивают, только если не видели твоего приближения – например, смотрели в смартфон. На дороге моноколесу и гироскутеру не место: с них можно упасть на любой выбоине – и прямо под колеса. А на тротуаре порядочный катальщик все-таки будет ориентироваться на скорость окружающих прохожих. Для пешеходов моноколесо – куда меньшая головная боль, чем велосипед. Оно подсвечивается в темноте, оно маневренное. И если начнут борьбу за чистые тротуары, то не с нас».

Нина Астафьева