Гомер против Брэда Питта. Что не так в «Илиаде»

Массовая культура все-таки делает свое черное дело. Спроси почти любого, и он расскажет, что «Илиада» Гомера про то, как Парис украл у Менелая Елену, а Ахиллес в виде Брэда Питта захватывает Трою с помощью подло придуманного Одиссеем Троянского коня. Так вот – все это не так. В «Илиаде» ничего этого нет. Она вообще про другое. Про то, как ужасно знать свою судьбу.

Вместе с глубоким художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он в школе читал, но подзабыл, что там написано. После «Горя от ума» Грибоедова переходим к «Илиаде» Гомера.

Так вот, «Илиада» не про всю Троянскую войну, а только про полтора месяца из 10-го года ее осады. И даже не про войну, а про Ахиллеса. Начинается она, как многим известно, со слов про гнев Ахиллеса («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» – перевод Гнедича).

Итак, Ахиллес поругался с Агамемноном (тот отнял у него симпатичную пленницу). И решил в войне не участвовать. Поэтому без него истории  происходят: дерутся Менелай (муж Елены по паспорту) и Парис (ее многолетний сожитель). Кстати, Елена уже не молода – где-то к 40 (десять лет греки после ее похищения собирались пойти войной на Трою и уже 9 лет ее осаждают). Начинаются другие боестолкновения, все время мешаются боги. Потом троянец Гектор ударом в пах убивает Патрокла  – близкого (насколько близкого – есть разные версии) друга Ахиллеса. Только тут Ахиллес начинает действовать  – убивает Гектора. Все заканчивается перемирием по поводу похорон Гектора и Патрокла.

В общем, история не про войну, а про Ахиллеса. Который большую часть поэмы пребывает в гневном бездействии.

Понятно, что «Илиаду» исследователи изучили вдоль и попрек. Подсчитали, например, количество войск на каждой стороне. Получилось, что у ахейцев в разы больше, чем у троянцев. Тем не менее война шла долго, 10 лет, а Троя все еще оставалась незахваченной.

Понятно, что есть рациональные объяснения: обороняться можно и малыми силами, осадных орудий у ахейцев не было… А есть психологические – вся проблема в лучшем греческом бойце Ахиллесе.

Дело в том, что, как нам сообщает Гомер, в детстве Ахиллесу предсказали: если он пойдет на войну с Троей, то погибнет. Но сначала прославится, хотя Трою  и не сможет  разрушить. Всё так и случилось – прославился, Трою не взял, был убит стрелой в пятку.

То есть Ахиллес заранее знал: 1) он не сможет взять Трою; 2) он должен прославиться; 3) он тут непременно погибнет.

Какой из этого вывод – Ахиллес кровно заинтересован, чтобы война с Троей длилась как можно дольше. Чем дольше Трою не берут – тем дольше он живет.

Вывод: «Илиада» – история про то, как плохо знать свою судьбу. Вот не знаешь, что там тебе предначертано, и на душе легко, и чувствуешь, что свобода выбора присутствует. Это к тому, что все вокруг говорят: России предначертано быть такой, какой она есть, и никуда от этого не деться. Трудно же нам с таким знанием жить.

А художник Богорад говорит, что все это ерунда и нейролингвистическое программирование. Надо просто не верить предсказаниям. И тогда пятки останутся целы.