Как наказывает детей лучший воспитатель страны

Юлия Николенко,  педагог детсада № 46 Центрального района Петербурга, стала лучшим молодым воспитателем России, победив во Всероссийском  конкурсе «Педагогический дебют – 2019».  Юлия знает, как быстро успокоить толпу малышей и накормить всех кашей.  О тонкостях профессии  воспитатель детсада рассказала «Городу 812».

 – Почему именно вас выбрали лучшим воспитателем  страны, как думаете?

– На конкурс я представила свою авторскую разработку.  Суть методики в том, что дети – в созданных педагогом условиях  –  находят ответы на собственные вопросы. Например, они спрашивали: почему идет дождь? В ходе игры мы разбирали составляющие круговорота воды в природе, и они сами  приходили к выводу, что «вода ходит по кругу». Был вопрос: почему зайчик меняет шубку зимой?  Дети пришли к открытию, что зайчик это делает, чтобы быть незаметным на белом снегу. Думаю, я победила в конкурсе благодаря поддержке более опытных педагогов, наставников, которые помогли мне «упаковать»  мои творческие идеи в профессиональную обертку.

–  Вы детей любите?

– По мне, так  детей нельзя не любить. Они дарят тепло, от них можно почерпнуть очень много для себя – того, чего мы в какой-то период жизни теряем.  Например, искренность, чистоту помыслов, открытость миру. Чему-то можно и  поучиться у детей.

– А если это двадцать шумных и непослушных детей? Все равно не раздражают они вас?

– К детям у меня никогда не возникает раздражения. Я не понимаю, как их можно не любить. К тому же, если двадцать непослушных, кричащих детей организовать в игру, они становятся солнечными, прекрасными и пушистыми!  Даже взрослые люди, если они не организованы, через какое-то время начинают вести себя примерно так же, как неорганизованные дети.

– Как успокоить  толпу разыгравшихся пятилеток?

– Это не сложно! Дети очень отвлекаемые. Если найти способ заинтересовать их,  они в одну секунду переключаются. Можно предложить им посмотреть в окно и сделать удивленный вид. Можно даже не обращаться к ним в этот момент, а всплеснуть руками и воскликнуть:  «Ах! Что же там!» И они мгновенно уже тут, и все смотрят, что же там происходит. И из этого можно сделать целую образовательную ситуацию – игру, и увлечь детей полезным процессом без назиданий и без криков.

– Но бывает же, что дети не слушаются? Что вы делаете? В угол  сейчас не ставят?

– Нет, конечно! Есть прекрасные педагогические сказки, беседы или игра «Зеркало». Когда ребенок что-то нехорошее делает, можно предложить ему посмотреть на себя глазами других. Или попросить представить, что так же сейчас будет себя вести другой ребенок.  Обычно дети переключают внимание и  соглашаются в своем поведении что-то поменять.

– Такие методики требуют времени. А если один ребенок мешает заниматься всем остальным и попросту нет времени вести педагогические беседы?

– Можно побеседовать в этот момент с другими детьми на предмет того, что происходит.  Обычно дети приходят друг другу на выручку.

– Как вы наказываете непослушных?

– Для моих детей самое страшное наказание, если я говорю: «Я с тобой сегодня обниматься не буду!»  Это срабатывает. Они исправляют свое поведение.

– Часто с ними обнимаетесь?

– При встрече, как приходят. Просто по их желанию. У некоторых бывают порывы такие – подойти  и обнять.

– В тихий час у вас все спят?

– В младших группах – да. В старших, конечно, есть такие, кто не спит.  Но у них ответственное задание – быть  наблюдающим, следить, чтобы все было в порядке. Ребенок лежит в кроватке  и смотрит вместе со мной,  чтобы никто не побежал случайно в туалет без тапочек, чтобы все были укрыты, нигде не дуло, ветер не шумел в окна. И если что-то такое он замечает, то тихонечко сообщает об этом мне. Но обычно, когда они сосредотачиваются на порядке, они тоже засыпают.

– А если дети не хотят есть кашу, что делаете?

– Есть ряд походов, с помощью которых ребенка можно убедить, что не стоит оставаться голодным, например, на тихий час, чтобы не мучиться весь тихий час от бурлящего живота.  Кому-то нужно рассказать потешку, кому-то – историю из жизни.  Одному сказать: «Давай попробуем одну ложечку, вторую, третью…» С другим нужно поиграть в соревнование – кто быстрее съест или кто больше. И обычно у нас тарелки чистые. Потому что, если тарелка грязная, то будет дождь и мы не пойдем гулять!

–  С кем сложнее  работать — с малышами или с пятилетками?

– В моем опыте были все возрастные группы, в каждой есть своя специфика. Нельзя сказать, что с маленькими сложнее. Со  старшими можно рассуждать, беседовать, наблюдать.  У старших уже проявляются черты характера, свои обиды, пожелания, к которым нужно прислушиваться.

–  Современных дошкольников нужно воспитывать по-другому, чем 20 лет назад?

– Наверное, воспитание главных человеческих качеств – доверия, любви, сопереживания – осталось  таким же.  Сейчас просто появилось больше возможностей.  Например, чтобы посетить музей, не нужно ехать туда – можно  посмотреть виртуальную экскурсию. Это расширяет наш инструментарий как педагогов  для работы с детьми.  Планшеты, компьютеры – удобное средство приближения информации. Но пазлы, я думаю, лучше складывать не на экране, а руками. Для дошкольников все, что можно сделать руками, нужно делать руками.

– Во что больше всего любят играть современные дети? В мобильные телефоны?

– Нет, больше всего дети любят экспериментировать, проводить опыты. Самые простые. Как растворяется сахар в воде. Как меняется цвет воды в зависимости от того, какую краску добавили. Как магниты притягивают железные предметы через стол и как магнит передает свою магнитную силу через несколько предметов. Магниты вызывают у них  уйму эмоций, и они хотят эти опыты повторять и повторять. У них прямо глаза горят!